К навигации по сайту
Навигация
по сайту:
|
НЕМНОГО ВЕРСАЛЬ, НЕМНОГО
АРКАДИЯ
Вокруг Турина раскинулась так называемая “зеленая корона
наслаждений” – изысканные загородные исторические постройки.
Двигаясь от центра Турина к Ступиниджи, мы
оказываемся перед прекрасным охотничьим дворцом, проект которого Витторио
Амедео Савойский заказал весной 1729 г. Филиппу Юварре. При виде него так и
хочется воскликнуть: да мы в Париже – это же Версаль! Тот же отблеск города,
растворяющийся в зелени на юго-западе. То же царственное великолепие в
сладостной симметрии тополей среди лесов и лугов. Но на этом сходство
заканчивается. Дальше начинаются различия. В Версале в архитектурных формах
проявлялось мощь и могущество абсолютной монархии. В Ступиниджи, наоборот,
эти формы легки, почти музыкальны, они кажутся парящими в небе. Еще одно
различие – Ступиниджи никогда не было королевским – даже тогда, когда
Витторио Амедео II
Савойский заказывал проект. Изначально это должен был быть простой охотничий
домик, где собирались бы придворные и знать. То есть обычная “вилла
наслаждений”, где хозяин укрывался для праздного времяпрепровождения и
интимных встреч.
И лучшим специалистом в области обустройства таких вилл
был архитектор Филиппо Юварра. Его прославили три направления – церкви,
дворцы и блестящие урбанистические решения, изменившие облик Турина. И утром
11 апреля 1729 г. ему было поручено подготовить проект Ступиниджи. Он взялся
за работу сразу же, осмотрев местность и составив карту, записывая на ней
все пожелания заказчика. В его дневниках отразились его волнение, усердие и
увлеченность. На сделанных набросках появляется проект редкостной
гармоничности.
Здание должно было быть построено очень быстро. Но
отречение от престола Витторио Амедео, отъезд в Испанию Филиппо Юварры
(который оттуда больше никогда не вернулся) и назначение новых архитекторов
– Джованни Томмазо Прунотто с 1737 г., Людовико Антонио Бе с 1749 г, а затем
и других затянуло строительство на долгие десятилетия. Изменился и
изначальный замысел. Были пристроены боковые павильоны и конюшни. Весь
комплекс объединяла прекрасная балюстрада. А купол центральной части венчает
статуя оленя, работы Франческо Ладетте 1766 г.
Интерьеры залов, кабинетов, салонов просто очаровывают.
Взгляд перебегает монументального полотна со сценами охоты Чигнароли через
ошеломляющие хитросплетения орнамента на плоскости обоев к тающим в
перспективе пейзажам Джованни Баттиста Альберони и сценам из китайской жизни
в Восточных апартаментах, где спальня королевы Маргериты украшена деревянной
резьбой, покрытой лаком и позолотой, и лепниной. В центральном салоне
гармоничное смешение достигает максимального напряжения. Благородство и
утонченность. Меланхолия и ликование. Ощущение эфемерности и жажды
бессмертия. И волны света, стремящегося через внутреннюю резную деревянную
балюстраду из окон в солнечный парк к окнам в тенистый двор. Нет, это не
Версаль. Но не хуже.
Замок Валентино на берегу реки По в обрамлении
туринского парка был куплен Эмануэле Филиберто в 1564 г., реконструирован
Карло и Амедео Кастелламонте в 1620 г. для Марии Кристины Французской,
супруги наследного принца Витторио Амедео I.
Здесь, напротив, торжествует гармония асимметрии – регулярный парк и
разноуровневая постройка, и вид на причудливые изгибы реки доставят
наслаждение тем, кто вслед за поэтом Л. Мартыновым
готов сказать: “Ненавижу
симметричность этих статуй и картин, монотонную привычность монументов и и
машин”.
Вилла делла Реджина среди туринских холмов получила
свое название (“вилла королевы) потому, что была очень любима двумя
королевами – Анной Орлеанской, жены Витторио Амедео II,
и Марией Антонией Борбоне Парма, которая была замужем за Витторио Амедео
III. В
прекрасном парке – настоящем зеленом амфитеатре, ступенями уходящем вверх и
увенчанном “ложей” напротив “основной сцены”, можно полюбоваться группами
скульптур, аллегорическими фонтанами и нимфами. Здесь изысканный вкус
предпочитающих круги и овалы углам и прямым линиям получит достойную “пищу”.
Замок Алье в Канавезе изначально был средневековой
каменной крепостью, которую Филиппо ди Сан Марино переделал в стиле барокко.
Купленный в 1764 г. Карлом Эмануэлем III
для сына, он стал его резиденцией. Отразились в его облике и пристрастия
Марии Кристины, жены Карла Счастливого. Вот и получился суровый замок в
обрамлении клумб и газонов – некий символ брачного союза.
Замок Монкальери отличается цилиндрическими башнями
времен Иоланды Валуа, энергичной жены Амедео IX
Блаженного. Превратился в великолепную резиденцию, чему поспособствовали и
братья Кастелламонте, и Юварра, и Альфиери, и Франческо Мартинес. К
сожалению, замок закрыт для посещения, зато можно осмотреть исторический
центр города. В самом городке проживает около 60 тыс. человек, а его
основание относят к 1228 г. интересными объектами являются романская церковь
Санта Мария делла скала и храм Сан Франческо в стиле барокко
Замок Раккониджи изначально принадлежал маркизам
Салуццо, в 1676 г. был превращен в резиденцию Эмануэля Филиберто,
поручившему работу Гварино Гварини. И это явно не вилла наслаждений и не
охотничий домик – монументальная лестница, строгие колонны и официозная
симметрия вполне соответствуют именно резиденции: так и хочется подписать
какой-нибудь указ.
Замок Риволи был построен в XII
в. и спустя 500 лет превращен
Карло Эмануэле I
в придворную резиденцию. Над проектом работали братья Кастелломонте,
Микеланджело Гарове и Филиппо Юварра.
Городок Кьери – около 30 тыс. жителей – очень
интересен своими памятниками – церковью Сан Джорджио, например. Изначально
это был замок, чья башня теперь переделана в колокольню. Рядом с площадью
Эрбе – Домский собор, строившийся более 400 лет.
В Альбуньяно стоит посетить аббатство Санта Мария
ди Веццолано. Согласно легенде его основал Карл Великий по пути в Рим на
коронацию. Однако реальные документы относятся к более позднему времени – к
1095 г. В его архитектуре отразились французское, ломбардийское и тосканское
веяния. Фасад разделен на три ряда колон со статуями, изображающими Христа,
двух ангелов, Девы Марии, архангела Гавриила и евангелистов.
Местечко Авильяна расположен в очень живописном
районе – на холме, с которого видны два озера – Гранде и Пикколо. Неподалеку
– Сакра ди Сан Микеле, монастырь, который мог бы служить местом действия для
“Имени Розы”. Название “Сакра”, “освященный”, он получил по одной легенде.
Рассказывают, что епископ, который хотел посвятить это место почитанию
святого Михаила, приготовил все необходимое для работы, однако ночью ангелы
сами все построили, расписали и освятили. Так или иначе, основание монастыря
относится к 1000-м годам. В позднем средневековье монастырь пришел в упадок,
и в нем проживали один монах и один капеллан. В 1836 г. начался период
нового расцвета, тогда же он и был отреставрирован.
Прекрасная природа окрестностей Турина и изысканные
памятники архитектуры доставят удовольствие самому взыскательному
путешественнику.
|