К навигации по
сайту
Навигация по сайту:
|
"ГОСПОДЬ НЕС ВАС В СВОИХ ЛАДОНЯХ"
Идея паломничества на Соловки родилась давно и логично в ходе сбора
данных по новомученикам. "Надо бы, - говорила я себе, - надо бы..." Но
однажды вечером, включив телевизор, случайно наткнулась на фильм о
Соловках. На экране был светлый солнечный лес, в котором стоял крест.
Голос за кадром объяснил, что именно у этого креста тайно служили мессу
заключенные католические священники. Всю ночь меня донимали покаянные
мысли: о заброшенном католиками одиноком кресте, о неотпетых наших братьях
и сестрах, чьи имена мелькают безликими строками на страницах книг и
экранах компьютеров. Доминирующим чувством было, наверное, желание придти
и извиниться, сказать: "Вот и мы. Не обижайтесь, мы о вас помним, вот
только жизнь у нас сумасшедшая, все некогда..." - и сделать, что надо. Я
не очень-то представляла себе, что именно надо, но сделать что-то
хотелось.
Все оказалось не совсем так: не говорил диктор этих слов, поскольку нет
такого креста на Соловках, не лежали неотпетыми наши братья и сестры. Но
главное все же осталось: чувство вины и чувство долга.
Вот с этими двумя чувствами мы и собрались в паломничество. Была
середина сентября, и все пугали нас штормами и холодами, но я была
убеждена: ничего на самом деле плохого с нами не случится - Господь знает,
куда и зачем мы идем. И маршрут, и средства передвижения мы постарались
выбрать "максимально приближенные к настоящим". И сам путь должен был
совпадать с путем католических священников - Кремль на Центральном
острове, где они изначально содержались, остров Анзер, куда их затем
перевели, опять Центральный остров - Секирка, где содержали приговоренных
к расстрелу, затем возвращение на материк, в урочище Сандормоха, где
только за первую неделю ноября 1937 г. были расстреляны и захоронены 1111
соловецких узников и среди них наши братья и сестры по вере, 35 из которых
мы знаем по именам.
В поезде мы оказались в день всенародного траура по погибшим в
результате взрывов. Сначала сомневались, стоит ли молиться вслух, все-таки
в вагоне мы были не одни. А потом решили - почему бы и нет? Чего нам
стыдиться или бояться? Попутчики сочувственно прислушивались, а потом
некоторые достали свои молитвенники и мысленно соединились с нами. И это
было хорошо. В Кемь мы прибыли после полуночи. Нас посадили в автобус и
повезли во тьму - к причалу. Все были сосредоточены и серьезны - то ли так
действовал путь в неизвестность, то ли все готовились к обещанным
трудностям.
На причале нас ждали два катера, не очень похожих на морские лайнеры.
Фермен, наш африканец, придававший вместе с двумя латиноамериканками
изрядную экзотичность нашей группе в этих северных краях, сдавленно
проговорил: "На этом не плавают, на этом тонут!" По-моему, почти все
разделяли его мнение. Но вот все погрузились и расселись. Я вообще-то не
умею плавать, да и в принципе предпочитаю передвигаться посуху. Поэтому в
поисках моральной поддержки я заглянула в центральную каюту и натолкнулась
на напряженные взгляды. Только Фермен, обхвативший сумку двумя руками и
положивший на нее голову, не шевельнулся, готовясь, видимо, к неминуемой
мученической смерти. Вздохнув, я спустилась в спальную каюту, где
разместились женщины. Легла, мысленно перелистала скопившиеся грехи,
прикидывая свои перспективы в случае гибели без исповеди, подумала, что
надо бы кого-нибудь предупредить, чтобы нас не забыли в момент
кораблекрушения и - уснула. Как и все остальные в каюте.
Центральный остров встретил нас все той же тьмой и буераками. Мы
добрались до гостиницы к 5 часам утра и завалились спать, попытавшись
запомнить, что в 11 часов завтрак. К завтраку все почти пришли в себя.
Почти - потому что, когда Аня - организатор нашей жизни и пути на Соловках
- сказала, то капитан катера предлагает плыть на Анзер сегодня, пока стоит
хорошая погода, внутри что-то то ли булькнуло, то ли екнуло. Но
перспектива плыть в плохую погоду радовала еще меньше, и мы покорно
собрались.
Эти три часа лично мне показались прекрасными. Было немыслимо красиво,
и Господь радовал нас Своими творениями - то высунется из воды тюлень, то
разрезвится стайка медуз за кормой, то диковинный остров, похожий на
летающую тарелку, зависнет на горизонте.
У острова выяснилось, что к берегу катер подойти не может - слишком
мелко, - и нам придется пересаживаться в лодки, плыть до камней, а потом
по ним добираться до суши. Прыгать с катера в лодку мне еще не приходилось
и почему-то не хотелось. Но пришлось - и ничего страшного. Правда, как у
Тигры из "Винни-Пуха" в голове вертелась шальная мысль: "А ведь залезать
тоже придется"... Пока всех перевезли на лодках, пока все выбрались на
сушу и собрались вместе, пришла пора подкрепиться. А подкрепившись, стали
готовиться к восхождению на Голгофу. Голгофа - самая высокая точка Анзера,
где был пункт распределения по командировкам (так назывались поселения
узников) и штрафной изолятор. Именно сюда попадали сначала заключенные,
перевезенные с Центрального острова. Юрий Бродский - автор книги о
Соловках, сопровождавший нас в паломничестве - прочитал фрагменты
воспоминаний об Анзере, и мы двинулись в путь. Шли с молитвами и
литаниями, делая стояния Крестного пути. Перед самым выходом о. Стефано
предложил, чтобы на них Ю. Бродский тоже читал фрагменты документов и
воспоминаний. Времени на подготовку не было, поэтому Юрий шел впереди,
показывая дорогу, и листал находу книгу. Но все подобралось абсолютно
точно.
Да, совершенно непреднамеренно получилось так, что наше восхождение на
Голгофу пришлось на праздник Крестовоздвиженья. И это было хорошо.
Дорога становилась все круче. Все меньше голосов подхватывало песни, и
вот они смолкли совсем. И тут открылась она - Голгофа. Дул сильный ветер.
Было зябко и сыро. Начали готовить мессу, установили свечи, даже не
надеясь особо на то, что их удастся зажечь. Но как только вспыхнули
огоньки, ветер стих и выглянуло солнце. Оно стояло в небе вплоть до
пресуществления (а было уже 19.30), а потом мгновенно закатилось, и на нас
упала тьма. Но свечи продолжали гореть. Было и еще одно: за нашими спинами
- мирян, не священников, - в тех местах, где в мессе говорит народ,
начинала шелестеть листвой рябинка. Пару листьев с нее мы привезли в
Москву.
До командировки Троицкой, где сидели в заключении католические
священники, нам добраться не удалось - это еще 9 км пешком, уже стемнело,
да и плыть на Центральный предстояло еще 3,5 - 4 часа. Возвращаться на
Анзер на следующий день тоже было нереально. И мы просто оставили себе
зарубку на память - ведь еще вернемся...
Взбираться в темноте из лодки на катер оказалось не страшно - сила
желания оказаться в тепле и выпить кофе, имеющееся в каюте, а также
сильные руки наших мужчин просто возносили нас на борт. А потом был
горячий кофе...
В гостиницу мы попали в 1 час ночи. А с утра отправились в Кремль -
Соловецкий монастырь. Теперь здесь снова живут монахи, но их немного, и
сил хватает только на то, чтобы освятить алтарные пространства в
многочисленных храмах - посреди разрухи, разгрома. Следы СЛОНа -
Соловецкого лагеря особого назначения - постепенно уничтожаются. Да уже
практически уничтожены.
Мы почти случайно набрели на место, где томились в заключении
католические священники в самый трудный для них период на Центральном,
когда их поместили вместе с уголовниками в 13-ю роту. Это Савватиевский
придел. Мы помолились. Потом пошли в музей. Мы шли вдоль стендов,
заполненных фотографиями узников, и искали "своих". Татьяна Шумова нашла
двух родственниц. Постояли мы и у портретов экзарха Федорова и Юлии
Данзас. А больше никого не нашли. Когда я спросила у Ю. Бродского, почему,
он ответил, что здесь музей, в котором должно быть интересно всем, а что
мы знаем такого о "своих", что стоило бы рассказать другим? А я с горечью
подумала: "А что мы вообще о них знаем, кроме имени, фамилии, места
служения..." Может ли существовать почитание без знания?..
После обеда прошли к бывшему административному зданию, перед которым
когда-то было решено вымостить площадь булыжниками, для доставки которых в
телеги запрягли епископов всех конфессий, в том числе католика Болеслава
Слоскана. Большинство епископов, понятно, были немолоды и не крепки
здоровьем... Вообще на Соловках меня поражала бессмысленная жестокость.
Ладно, ты считаешь этого человека непримиримым и опасным врагом - так
просто расстреляй его, зачем же отнимать у безногого костыли и заставлять
его ползти к месту расстрела? Ладно, надо вымостить площадь булыжниками -
так запряги молодых и сильных, зачем же стариков? Чтобы запугать
остальных? Но разве страх может сделать их друзьями советской власти? Или
ей не нужны друзья, не нужны идейные сторонники, нужны только покорные
рабы? По-видимому, так...
Вечером мы долго сидели у камина и обсуждали пережитое. Слава Богу, не
мне одной стало стыдно за наше беспамятство. И мы наметили план действий,
свой маршрут по дорогам родины и истории. Впереди - Южное Бутово и
Левашовская пустошь, Владимирский централ и станция Шаниха в Нижегородской
области,... Соловки - они были везде...
На следующий день мы должны были подняться на Секирку, самую высокую
точку Центрального острова, где был расположен штрафной изолятор и куда
переводили приговоренных к расстрелу, а в тот период, когда расстрелы не
были еще массовыми - они не считались таковыми, если расстреливались 15 -
20 человек, - они там же и приводились в исполнение. Мы знали, что
предстоит 12-тикилометровый переход по системе озер на лодках, но
почему-то думали, что нас на них повезут. Но оказалось, что грести нам
предстоит самим. Более того, догадаться, куда именно грести, тоже
предстоит самостоятельно. (Ю. Бродский плыл, конечно, в одной из лодок, но
на таком расстоянии ему не удавалось донести до нас свои указания). Нашей
лодке повезло - в ней оказалась женщина, которая знала, за какое место
держат весло, к тому же у нас нашлась карта, по которой можно было
предположить, куда плыть. Поэтому мы шли первыми. Лодка, в которой плыл Ю.
Бродский, шла последней, на случай, если придется кого-то подбирать. Лодка
с францисканцами - о. Григорием и б. Николаем - смотрелась невероятно
экзотично: печальная, закутанная в шаль Бьянка на носу, два удалых монаха
на веслах и чернокожий Фермен на корме - то ли собираются бросать
персидскую княжну за борт, то ли евангелизируют кого... И вообще, в 160 км
от Полярного круга это зрелище поражало. Впрочем, лодка с о. Стефаном,
тоже впечатляла - особенно, когда он правил ею, стоя на носу: еще бы песню
спел - и чистая полярная Венеция! А может, и пел, но нам в другой лодке не
было слышно... Когда через 4 часа мы увидели на берегу автобус!..
К подножию Секирки мы на нем и подъехали. Поднялись на вершину. Здесь
стоит храм. В сталинское время он был разделен на два этажа, где и
содержались узники. Перед храмом была выложена из булыжников звезда -
сейчас от нее остался только холмик, - а за ней - край обрыва (теперь
смотровая площадка). На краю этого обрыва ставили приговоренных, а от
ворот храма, через звезду, стреляли. Наверное, это был символ того, что
убивают не люди, убивает власть. Палачам думать так было легче... Мы
помолились и в храме, и вокруг звезды - о расстрелянных и о
стрелявших...
Попасть к Германовской часовне, где было разрешено служить мессу
католикам, мы и не рассчитывали - знали, что она разрушена и затеряна в
лесу. Но буквально к нашему приезду ее удалось найти, и вот - мы едем! От
часовни действительно остались только фрагменты фундамента и каменная
ступень входа. Вот на этом камне и призвал священников построить если не
церковь, то хотя бы алтарь о. Григорий. Честно говоря, это был самый
замечательный для меня момент во всем паломничестве, а может, и за долгие
годы. Четверо священников (брат Николай, правда, пока только дьякон, но
все же почти) - в основном не слишком молодых и не слишком здоровых -
делали дело, ради которого избрали свой путь - строили Церковь. И они
знали, как это делается. Почти молча, сосредоточенно, слаженно. И
по-моему, они были не одни в этом своем труде - Кто-то нес вместе с ними
огромные камни... Впрочем, я могла только любоваться со стороны и
подкатывать камни и валуны поближе. А потом мы стали сооружать и
устанавливать березовый крест. Валентина Васильевна разорвала на полоски
носовой платок и мы связали стволы. Ева принесла на алтарь специально
привезенную из Москвы икону. Юра Бродский, обычно отходивший в сторону во
время наших молитв и месс, укрепил крестовину проволокой. Но главное
происходило все же у них, у наших отцов... И вообще, это паломничество
что-то надломило в моем антиклерикализме. Потом была месса. Как и все эти
дни, стих ветер и вышло солнце. Я не помню другой такой мессы в своей
жизни - вместе с Господом и Его святыми вокруг алтаря, созданного Им и
нами всеми.
А ночью мы вновь погрузились на катер и покинули Соловки. Был
абсолютный штиль, море спокойно поблескивало во тьме, а мимо катера
проплывали стаи медуз, казавшиеся в свете прожектора синими звездами.
Командир катера сказал: "Господь несет вас в Своих ладонях". И он был
прав. Никогда еще не чувствовалось так отчетливо Его присутствие и Его
благословение нашего пути.
В Кеми мы сели в автобус и через несколько часов оказались в
Сандормохе. О расстрелах и захоронениях в этом урочище узнали случайно -
заметили, что весной, когда сходит снег, становятся видны ямы - общие
могилы. Над каждой ямой установлен памятный знак, и порой кажется, что в
лесу этих знаков больше, чем деревьев. На небольшой поляне архитектор -
автор мемориального комплекса - разместил православный и католический
кресты и помост для верующих не-христианских религий. И опять стало стыдно
- ведь мы давно знаем об этом месте, до него не так уж трудно добраться -
ночь на поезде до станции Медвежья гора и полчаса на автобусе. Так почему
мы здесь не бываем?!.
Отслужили заупокойную мессу, упомянув поименно всех 35 известных нам
расстрелянных здесь наших братьев и сестер. И двинулись в обратный путь.
Мне очень хотелось привезти из паломничества что-нибудь живое, и я
выкопала кустик вереска. Правда, какой-то патруль отругал меня (вполне
справедливо) и поинтересовался, неужели вереск не растет в Подмосковье.
"Нет, такой - нет," - абсолютно искренне ответила я. Теперь каждое утро я
с надеждой и опаской смотрю на маленький кустик - приживется или нет.
А в поезде мы подсчитывали предстоящие дела: добраться все-таки до
командировки Троицкой, собрать и передать материалы в музей, привести в
порядок Германовскую часовню, сделать памятную доску в Сандормохе... А
главное - помнить. Помнить! В Москве было очень холодно и тревожно. За
время нашего отсутствия прозвучали новые взрывы. Там, на наших Соловках,
из крови и боли выросло чудо красоты и света. Там - золотые леса и
причудливые лабиринты озер, там звезды медуз и любопытные тюлени. Там
Господь и Его святые. Конечно, они есть везде, но неужели и здесь надо
пролить море крови, пережить взрывы боли, чтобы это стало очевидным?..
|