К навигации по сайту
Навигация
по сайту:
|
И ВНОВЬ О
ТРАДИЦИОННОСТИ РЕЛИГИЙ
Стремление каким-то образом
узаконить привилегированное положение Московской Патриархии никак не угасает
– вот опять появился очередной проект закона «О социальном партнерстве
государства и религиозных организаций…». В нем используется «традиционных»,
но уже не религий, а организаций. Но при перечислении этих «традиционных
религиозных организаций» (далее – ТРО) указываются Русская православная
церковь, ислам и буддизм, но по крайней мере два последних понятия – не
организации, а вероисповедания, да и Русская православная церковь имеет
много ветвей. Заметим, что по сравнению с Законом о свободе совести и
религиозных объединениях из перечня исчезли иудаизм и христианство в целом.
Наибольшее распространение
понятие «традиционные религии» имеет в этнографии, обозначая, как правило
языческие верования, сохранившиеся у данного народа. Но сегодня оно
приобрело политическое измерение. А. Себенцов, отметив, что это не
юридический термин, ссылается на Владимира Святого как автора списка,
однако, как справедливо отметил М. Шевченко, в этом списке были еще и
католики. Но не было буддистов. Впрочем, вообще несколько странно считать
«традиционными» для Руси религиями те, которые были Святым Владимиром
отвергнуты… К тому же есть все же разница между Киевской Русью и Российской
Федерацией, и роль, которую сыграло православие в период феодальной
раздробленности, вряд ли столь уж значима за пределами Древней Руси – на
Кавказе, в Сибири, в Поволжье. Что касается «огромного вклада», то это вещь
субъективная.
Если отойти от ссылок на князя Владимира и
опираться на весьма размытый критерий «издревле существовавшие» (так в
пояснительной записке пишет автор проекта С. Глазьев о религиях, «издревле
существующих на территории государства»), то «издревле» – это как давно?
Иудаисты появились в Москве к началу 15 в., мусульмане – к 16 в., Армянская
Апостольская Церковь получила юридический статус при Петре Великом, равно
как и католики и лютеране. О старообрядцах и говорить нечего – их история
просто требует отнести их к традиционным вероисповеданиям. Сложность
определения «традиционности» религии очевидна.
В Проекте фигурирует понятие ТРО, которое
определяется как «сохраняющая и развивающая в своей деятельности
исторические и духовные традиции народов Российской Федерации», но в таких
формулировках это не юридический термин, он не содержит никаких четких
критериев. Лидер РХДП А. Чуев в законопроекте «О ТРО РФ» давал более
функциональную формулировку, описывая такую организацию как
централизованную, существующую не менее 50 лет и насчитывающую не менее 1
млн. приверженцев. Здесь критерии действительно присутствуют, но они просто
априорно ориентированы на порождение межрелигиозных конфликтов. Начнем с
того, что не все религиозные структуры строятся по принципу централизации.
Не все религиозные структуры имеет свой центр в России. Отсутствуют реальные
статистические данные о числе приверженцев вероисповедания (об этом надо
говорить отдельно). И самое главное – 50 лет назад, т. е. в советскую эпоху,
далеко не все религиозные организации могли получить юридический статус.
Поэтому, наверное, стоило бы перестать лукавить и просто объявить
православие государственной религией.
Впрочем, и это не спасло бы страну от
религиозных конфликтов – потому что православие (даже только русское, не
будем говорить о других автокефальных Церквях) отнюдь не однородно и далеко
не все его ветви находятся в общении с Московской Патриархией. Как же она
может представлять их интересы? И кстати, когда говорят о количестве
православных в России, учитывают ли то обстоятельство, что не все они
принадлежат к МП? В рубрику «православные» попадают и старообрядцы, и
«зарубежники», и «катакомбники», и «истинно православные»… Но у них свои
иерархические структуры.
Все это не ново, более того – набило
оскомину еще в ходе дебатов по поводу закона «О свободе совести…». Но в нем
все же, во-первых, нет определения «традиционный», во-вторых, список носит
открытый характер (упоминаются «и другие религии), а в-третьих, нет
оснований для реального неравенства, для дискриминации вероисповеданий. В
новом проекте речь идет уже о совершенно ином. ТРО получают вполне
конкретные права, соответственно их члены попадают в привилегированное
положение. Приведем пример:
Статья 5. Цели социального партнерства
Государственные и традиционные религиозные
организации вправе заключать договора (а остальные не вправе?),
предусмотренные гражданским законодательством и способствующие:
а) совместному использованию, охране и
восстановлению культовых объектов, являющихся памятниками истории и культуры
Российской Федерации (даже те, которые принадлежат не ТРО?);..
в) повышению уровня социального и
материального обеспечения малоимущих и престарелых граждан РФ и лиц без
гражданства (не ТРО даже на благотворительность не имеют права?);
г) формированию отделений и служб
религиозных организаций в структуре государственных учреждений социального
обеспечения, здравоохранения, бытового обслуживания, культуры, образования (а
если потребитель – пациент – клиент принадлежит к ТРО? Это ли не
дискриминация по религиозному признаку?);
д) созданию религиозными организациями
собственных учреждений социального обеспечения, здравоохранения, бытового
обслуживания, культуры, образования (остальные такого права не имеют?);
е) улучшению работы похоронных служб и
содержания кладбищ (прозелитизм среди мертвых?);
ж) объективному изучению истории религий и
религиозных учений (и что, есть шанс на объективность?)
з) предоставлению эфира государственных теле
и радиокомпаний для религиозно-просветительских программ;
и) сотрудничеству частей и подразделений
Вооруженных сил и правоохранительных органов с религиозными организациями
(вот только будет ли это способствовать единству армии или расколет ее по
столь странному поводу?);
к) участию религиозных организаций в
воспитательном процессе в местах лишения свободы, в том числе
несовершеннолетних граждан (места принудительного или вынужденного
пребывания вообще должны быть либо закрыты, либо открыты для всех, иначе это
явное злоупотребление властей);
Увы, налицо явное неравноправие и
нарушение Закона о свободе совести. А ведь еще есть и атеисты, чьи права
тоже гарантированы Конституцией. Неужели у нас мало других поводов к распрям
и конфликтам?
О. Квирквелия, канд. Ист. наук
259 84 85
|