К навигации по сайту
Навигация
по сайту:
|
ТОТАЛИТАРИЗМ
ДЕМОКРАТИИ
Кризис демократических ценностей
действительно тотален и не сразу объясним. Казалось бы, свобода, равенство,
братство – такие прекрасные лозунги… Но свобода от чего и ради чего? От
денег, ради иллюзорного выбора? Равенство с кем и в чем? С пациентом
психдиспансера, в отсутствии возможностей? Братство – как у Каина с Авелем?
Но самое главное в этих лозунгах – то, что за ними ничего не стоит: не
бывает абсолютной свободы, полного равенства, а братство вообще сомнительная
ценность. И все же попробуем разобраться.
Каков демос, такова и кратия
Что такое «демократия» в
своем изначальном смысле, в общем-то, ясно: власть народа. И только два
вопроса нуждаются в уточнении – что такое «народ» и как именно он властвует.
Современные словари русского языка мало чем могут помочь: они утверждают,
что «народ», «нация», «национальность» и «народность» – приблизительно одно
и то же. Если бы это было действительно так, то вышло бы забавно: тогда
фашизм и нацизм – точно демократические режимы.
Интуитивно же
кажется, что народ – это те, кого много, основная масса населения. И если
основной массе не хочется властвовать – даже в форме участия в выборах, - то
ни о какой демократии и речи нет. А властвовать хочется в основном тогда,
когда есть заинтересованность в результатах этой деятельности. Но в России
основная масса населения – люмпены, люди, не имеющие никакой собственности.
Им по понятной причине власть не интересна. Она интересна собственникам,
бизнесменам – путь даже очень малым, но они уже не народ, их власть –
олигархия. Интересна власть и интеллектуальной и культурной элите – у нее
хобби такое – интересоваться всем подряд. Но ее власть – это уже
аристократия. А демократия тем и привлекательна, что ее нет и, похоже, быть
не может.
Народ безмолвствует
Ну, допустим, россияне
станут-таки собственниками, в первую очередь – земли, и у нас появится
нормальный народ, заинтересованный в решениях власти. Но «наше все» (Пушкин
в смысле) уже очень давно подметил его характерную особенность – народ
безмолвствует. И не только потому, что боится или не знает, что сказать, но
и потому, что ему делом надо заниматься – своим делом. Кроме того,
собственность пробуждает в человеке то, чего нам сегодня очень не хватает:
чувство собственного достоинства. А оно не способствует дилетантизму -
уважающая себя кухарка не станет управлять государством.
Безмолвствуя, народ
поручает властвовать от своего имени кому-то другому. Кому? Тому, кто к этой
власти стремится. Как-то во время болезни президента (теперь уже бывшего)
некий телеобозреватель после серии славословий сказал с грустью: «Вот только
он слишком любит власть». Его грусть меня удивила – как может стать
президентом человек, не любящий власть? И хорошо ли будет, если он ее
все-таки получит? Это ведь все равно, что художника заставить работать
бухгалтером, а бухгалтера обязать сдавать по три гравюры в день. Отсутствие
у президента властолюбия – это просто профнепригодность. И не надо лукавить.
Так что проблема только в том, ради чего человеку нужна власть. У «народа»
есть хороший критерий – его представитель должен уметь говорить на понятном
народу языке и использовать понятные аргументы. Конечно, на самом деле
грамотный популист вполне может этому научиться, но критерий в принципе
верный. Умный и высокообразованный человек вряд ли может адекватно выражать
волю народа – до тех пор, пока большинство народа не будут составлять люди
умные и хорошо образованные – то есть скорее всего никогда.
Свобода от
равенства
Так уж повелось, что
демократия ассоциируется в нашем сознании со свободой и равенством. Это,
конечно, не очень логично – как известно, народу хочется в основном хлеба и
зрелищ. И в любом случае не обязательно именно свободы и демократии. Но не
будем спорить по мелочам. Заметим лишь, что именно поэтому мы – те, кто
способен писать статьи в этот журнал или хотя бы читать их (и все, нам
подобные, естественно), - и не любим демократию. Единственная свобода,
которая нам нужна, - это свобода от равенства, право не быть равным всем
остальным. Беда только в том, что равенство – штука агрессивная.
Помните, как говорила
пани Патачкувна: «Я вовсе не лучше всех людей, просто все остальные
несколько хуже». Вот именно эта формула совершенно неприемлема для
демократии. Любопытно, что бывшему советскому народу свойственно стремление
к равенству в бедности, а не в богатстве. Естественная мечта того, у кого
нет коровы, - чтобы сдохла корова и у соседа, а не чтобы появилась и у него.
Это и понятно – за коровой ведь еще и ухаживать надо. Проще, когда ни у кого
ничего нет. Движущая сила такой демократии – обыкновенная зависть. А отсюда
один шаг до тоталитаризма – того самого, который вместе с нацизмом почему-то
считается антонимом демократии. Однако насильственная демократизация,
тоталитаризм демократии – явление нам вполне знакомое, причем даже на
международном уровне, когда одни страны считают, что они лучше знают, чего
хотят народы других стран, и поэтому можно их бомбить.
К счастью, реально пока
не существует не только демос, но и равенство. Свобода, правда, кое в чем
уже есть – в основном, та, которая изображена в культовом фильме времен
перестройки «Убить дракона»: свобода разрушать. Памятные строки: «Весь мир
насилья мы разрушим до основанья, а затем…». И уже почти век все ждут, когда
наступит это «затем».
И власть иногда кое у
кого бывает. Но вот что забавно: трудновато определить, над кем собственно
это власть. Скажите честно: вы признаете власть государства над собой? Разве
что над соседом.
Но до тех пор, пока
правит бал люмпен, которому очень хочется как-нибудь вдруг и без особых
забот стать равным и президенту, и олигарху, и солисту Большого театра,
хоронить демократию рано: мечта разделить по-братски чужой апельсин (как
предложил мне когда-то мой сынишка) все равно воскреснет.
|