К навигации по сайту
Навигация
по сайту:
|
КАКАЯ РЕЛИГИЯ
НУЖНА СВЕТСКОЙ ШКОЛЕ
Повальная мода на религиозность, похоже,
достигла уровня потери здравого смысла. Возникшая идея вернуть Православной
Церкви земли свидетельствует именно об этом. Ну, нет бы задуматься о том,
что она с ними будет делать – ведь не обрабатывать же: никаких монахов не
хватит. Или, «возвращаясь к истокам», возродим заодно крепостное право? Ведь
иначе Церкви ничего не останется, кроме как торговать землей, в крайнем
случае, сдавать в аренду. Да и не в этом, в общем-то, вопрос. Просто тогда
придется возвращать земли и другим религиозным организации, а это по
совокупности составит немалую толику. Стоило ли тогда депутатам с
правительством копья ломать? Раздали бы все прежним владельцам, вот и делить
было бы нечего. Разве что Калининградскую область.
Еще
одна столь же «здравая» и столь же популистская идея – ввести в светских
школах обязательное религиозное образование.
Само
утверждение, что светское образование – это не образование атеистическое,
вполне правомерно: религия и атеизм находятся в одной плоскости, это два
края одной прямой, поэтому если образование не-религиозное, то оно должно
быть и не-атеистическим (правда, верно и обратное: если мы вводим
религиозное образование, то должны ввести и атеистическое). А вот с тем, что
светское образование – не внерелигиозное, уже можно поспорить, поскольку
идея отделения школы от Церкви становится уже нереализуемой.
Но
дело даже не в этом. Не оспаривая этот тезис – пусть этим займутся юристы, -
представляется логичным обратиться к опыту тех государств, которые все же
ввели преподавание религии в светских школах. Но пример Франции кажется не
совсем уместным. Франция – в отличие от России – монорелигиозная и даже по
преимуществу моноконфессиональная страна, и в ней вопрос о том, какую
религию преподавать, не актуален. (Заметим в скобках, что эта конфессия –
католичество, имеющее огромный опыт в организации именно светского
образования). Что же касается мигрантов – иноверцев, то им, пожалуй,
действительно полезно узнать веру и традиции страны, в которой они
собираются жить.
Но
какую религию нужно преподавать в российской светской школе? В выступлениях
сторонников преподавания религии в школах присутствуют аргументы типа
возвращения к истокам, к национальной культуре, а следовательно, иногда
подспудно, а иногда и явно имеется ввиду православие. Однако «беда» в том,
что далеко не для всей России православие является истоком, и не все ее
национальные культуры на нем строятся. Как тут быть? Все равно повсеместно
вводить православие? Но это явно приведет к усугублению межнационального и
межрелигиозного напряжения, и так в последнее время дающего о себе знать.
Провести в каждом субъекте федерации (или в каждом городе? Или в каждой
школе?) референдум и по его итогам принять решение? Дорого и бессмысленно,
поскольку все равно чьи-то права на свободу совести будут ущемлены.
Давайте обратимся к опыту другой страны, в которой по крайней мере две
доминирующих конфессии – Германии, где религия в школе преподается. Там
принят такой порядок: при поступлении ребенка в школу родители указывают в
анкете, какую религию он будет изучать (это совсем не обязательно должна
быть «традиционная» религия – недопустимы лишь секты, список которых
официально утвержден). Для тех родителей, которые не хотят, чтобы их ребенок
изучал религию, предлагаются уроки этики – тем самым учтены и права
атеистов, которых, между прочим, немало во всем мире. Затем в классе
формируются группы, изучающие разные вероисповедания – как в наших школах на
уроках иностранного языка, - и для них приглашаются преподаватели
соответствующих религиозных организаций. Если какая-то группа слишком мала
или в данном районе недостаточно преподавателей данной религии или конфессии,
то ее объединяют с такой же группой соседней школе. Если по вышеизложенным
причинам группу сформировать все равно не удается, то детям (вернее, их
родителям) предлагается посещение уроков этики.
Простая, здравая и справедливая система. Кстати, аналогично решается вопрос
и в Италии, хотя она моноконфессиональна. Очевидно, в этих странах закон о
свободе вероисповеданий не носит столь умозрительного характера, как в
России.
Но
простой эта система становится только тогда, когда она хорошо отлажена. А на
ее создание требуется много времени, сил и денег: создать, согласовать и
утвердить принципы религиозного обучения и его программы со всеми
вероисповеданиями, разработать систему приглашения учителей и т. д. И это
совсем не просто: опыт проведения совместных мероприятий с таким составом
участников показывает. Что это всегда требует огромного терпения и
терпимости.
Однако
гораздо больше сложностей возникает у самих религиозных структур – снабдить
преподавателями (хорошо образованными и свободно владеющими местными
языками) под силу немногим из них. Также не совсем понятно, кто должен
финансировать создание и тиражирование учебников и учебных пособий, причем
желательно на одном уровне. Впрочем, это уже проблемы религиозных
организаций: они могут рекомендовать своим прихожанам посещать уроки этики.
Для самих же светских школ важно обеспечить равные возможности для всех
верующих и атеистов.
Пару
лет назад попытка разработать подобный подход была предпринята в
Департаменте образования г. Москвы. И уже тогда представители некоторых
вероисповеданий заявили, что они вполне удовлетворены положением дел в своих
воскресных школах и не видят необходимости преподавать свою религию в
светских школах, где они будут скованы программой и общими принципами
(например, запрет на проповеди, отправление культов, требование воспитывать
веротерпимость и уважение властей и т.д.).
Я
неслучайно упомянула воскресные школы. Представляется, что Церкви имеют
вполне действенный инструмент воспитания своих верующих. Тех из них, у кого
есть стремление проникнуть в светские школы, можно заподозрить лишь в
стремлении воспитывать чужих верующих и атеистов. А это, извините, нарушение
закона о свободе вероисповедания.
Что же
касается общего ознакомления школьников с религией в целом, то оно
необходимо, но для этого есть уже специальный предмет – религиеведение. И
если программа выстроена корректно, а учителя хорошо подготовлены,
объективны и корректны, то он вполне может и возвращать к истокам, и
возрождать национальную культуру.
Кстати, не пора ли отчетливо ответить на один вопрос: что такое
«национальное» – образование, культура, истоки – в контексте России? Речь
идет о чем-то, свойственном национальностям (а их в России, как известно,
более сотни) или российской нации? Если о последнем, то «российское» не
стоит подменять «русским». Слишком многие могут обидеться. А у нас и так
достаточно поводов для конфликтов и агрессии.
Тел.-факс 259 84 85
|