К навигации по сайту
Навигация
по сайту:
|
Церковь в плюралистическом обществе
Хотим мы
этого или нет, но с появлением в нашей жизни демократических свобод и так
называемого плюрализма мнений положение Церкви в обществе приобрело особые,
не характерные для предшествующих периодов ее существования черты. И в
дореволюционной, и в социалистической России религиозность и вероисповедание
человека существенно влияли на его социальный статус, на его карьеру, оценку
благонадежности и пр. (правда, если до революции неблагонадежным был атеист,
то после - верующий). Ныне эта ситуация исчерпана: частная и общественная
жизнь человека не зависит или почти не зависит от его религиозной
принадлежности. Последняя не фиксируется ни в каких документах, да и на
практике только последователи каких-то очень уж экзотических сект вызывают
настороженность. Я говорю не об обывательском отношении, а именно о
социальном статусе.
В то же время легализация религии в нашем
обществе при размытости самого религиозного сознания населения - тяга к вере
есть, а критерии оценки религиозных учений забыты, - привела в действие
огромное количество различных Церквей, общин, движений, сект и т. п. У
человека появилась реальная свобода выбора, причем выбирать можно как между
религиями, конфессиями, деноминациями, сектами, так и внутри одной Церкви -
между приходами, общинами, движениями, орденами. Только в Москве официально
зарегистрировано свыше 700 религиозных организаций. А у католиков Москвы
свыше 30 различных общин, движений, орденов. Хорошо это или плохо? По-моему,
скорее плохо. Правильный выбор может быть сделан при условии здравых
критериев, оценки полезности, а не просто удобности или угодности. Ребенок
из супа и конфеты всегда выберет конфету, но… Насколько этот выбор будет
оправдан с точки зрения родителей?
Возникновение
"свободного рынка" религий привело и к тому, что Церкви вынуждены, вольно
или невольно, вступить в "конкуренцию" с носителями других учений,
аргументировать утверждения об истинности своей позиции. Здоровая
конкуренция - это, в общем-то, неплохо, она не дает расслабляться.
Но - увы! - значительно
чаще встречается конкуренция нездоровая, в которой используются все приемы -
от экзальтированных "мистических" обрядов до максимального облегчения и
приближения к потребностям современного человека установок. Иногда от
человека требуется так мало, чтобы стать "истинным" последователем некоего
"истинного" учения, что кажется - труднее им не быть. При этом, если
говорить о христианских и псевдохристианских общинах, все проповедуют одно и
то же Евангелие, но оно используется как аргумент в защиту зачастую
взаимоисключающих позиций.
Как результат -
по данным официального социологического исследования,
в России сегодня
Церковь занимает третье место по степени доверия к ней (первые два - семья и
друзья), но только 3-5% населения являются "практикующими" верующими. О чем
говорят эти цифры? О том, что люди верят тому, чему учит Церковь, но
совершенно не стремятся жить с ней одной жизнью. В их позиции, на мой
взгляд, отражается разница в отношении к учению и к практике Церкви.
Это со всей
актуальностью ставит перед нами задачу евангелизации не только словом, но и
делом, свидетельством жизни. Для того чтобы Церковь пользовалась тем же
доверием, что и ее учение, она должна жить согласно
тому, чему учит. В
абсолютном смысле это, конечно, невозможно - Церковь состоит из людей,
грешных и слабых, по наследию первородного греха неспособных жить полностью
по Божией воле. Но тогда хотя бы признание своей грешности и слабости, своей
неготовности следовать за собственным учением должно присутствовать в жизни
Церкви.
Говоря здесь
"Церковь", я имею в виду не иерархию, а всех нас, весь народ Божий, мирян и
прежде всего прихожан. Именно мы в своей повседневной жизни, общаясь с
окружающими, решая обыденные задачи, свидетельствуем жизнью учение нашей
Церкви. В этом заключается основной смысл нашего апостольства. Об этом мы
должны помнить в любой ситуации.
Особую
ответственность в свидетельстве жизнью возлагает на нас, мирян, то
обстоятельство, что мы живем общей жизнью со всеми окружающими, в общем мире
с общими проблемами и радостями. Про нас не скажут: "Ему хорошо говорить - у
него семьи нет, о пропитании и работе заботиться не надо… А вот попробовал
бы, как мы…"(как иногда говорят о священниках и монашествующих). Мы не
просто "пробуем", мы живем той же жизнью, в таких же квартирах, на такую же
зарплату. Именно это делает наше свидетельство столь значимым, столь важным.
Свидетельство нашей жизни, что и в таких условиях можно и нужно поступать
по-христиански, неоспоримо и неизбежно заставляет задуматься, а
следовательно, и сделать выбор.
Правда, надо
заметить, что жить в соответствии с учением Церкви далеко
не так просто: для
этого надо его хотя бы знать и не только в общем виде и по конкретным
вопросам, таким, как развод, аборт, эвтаназия, но и как систему правил,
регулирующую все сферы нашей жизни и прежде всего общественную и
профессиональную. Врачу необходимо знать медицинскую этику Церкви, учителю -
катехетику и христианскую педагогику, юристу - соотношение канонического и
гражданского права. И не просто знать, но и применять в
своей повседневной
жизни. Прихожанин - прихожанин не только и даже не столько в храме, сколько
на работе, в компании друзей, в общественном транспорте и т. п. Любой
человек в любой ситуации должен знать позицию Церкви. Это, понятно, не
означает, что он будет действовать в полном соответствии с этой позицией,
это было бы слишком хорошо, чтобы быть правдой. Но решение, как поступить,
он должен принимать осознанно и на основании имеющихся у него знаний.
|