ПОЛИТИКА


К навигации по сайту

Навигация
по сайту
:
 

        
 

ЛЕГКО ЛИ НАРУШИТЬ ГРАНИЦУ

 

            Наверное, у большинства при слове «граница» всплывают ассоциации с визами, загранпаспортами, таможенными декларациями, - то есть с чем-то серьезным. Но если наши представления правильны, то возникает множество вопросов по поводу истории с чеченскими боевиками в Панкиском ущелье: как им удалось перейти границу и уйти в Грузию? И как им удалось вернуться?

Допустим, как их впустили в Грузию и выпустили обратно – проблема грузинских пограничников, но ведь граница должна охраняться с двух сторон. Тогда возникает один, но принципиально важный вопрос: насколько просто нелегально преодолеть российско-грузинскую границу. Этот вопрос важен не только теоретически, но и политически: от ответа на него зависит, насколько обоснованы наши (российские) претензии к Грузии.

В поисках ответа на него определим, как именно можно пересечь границу. Существует три основных пути – самолетом, наземным транспортом и пешком. Самолет сразу отпадает, поскольку при этом способе пересечения границы фиксированы пункты отправления и прибытия, которые хорошо контролируются. Перемещение пешком также отметаем по двум соображениям – чрезмерной экзотичности и нерациональности и того соображения, что если возможно пересечь границу наземным транспортом, то заведомо можно пешком.

Согласно приобретенному опыту лучше всего пересекать границу не на своем транспорте. Нужно добраться до пограничного пункта, а там уже пользоваться транспортом наемным или общественным.

Многочисленым грузинам – гостям России и россиянам – гостям Грузии хорошо знаком путь через Владикавказ или любую другую приграничную железнодорожную станцию. Воспользуемся им и мы. Итак, садимся в поезд. Уже в дороге опытные люди дадут массу полезных советов: о том, что можно  ехать через Осетию – это дешевле, но опаснее: в поведение осетинских пограничников с обеих сторон слишком часто вписывается политика, что делает их бизнес недостаточно цивилизованным. Лучше через Дагестан или Ингушетию – дороже, но надежней. Еще один совет: если у вас есть проблемы – нет грузинской визы или российской регистрации, например, - лучше сразу сообщить о них водителю той машины, на которой вы поедете в Грузию. Они отвечают за ваш переход границы и ваши проблемы – это их проблемы. Конечно, за это придется платить, но попытки решить проблемы самостоятельно обойдутся дороже.

Запасшись советами, выйдем на залитую солнцем вокзальную площадь. Здесь прибытия поезда ожидают десятки машин, которые готовы перевезти вас через границу. Если у вас не предвидится проблем на границе – старайтесь занять место в машине побыстрее. Водители, забирающие основную массу пассажиров, не имеют особых связей среди пограничников и таможенников. Если проблемы есть – сразу скажите о них.  Приглянувшийся нам водитель сразу же спросил:

-         У тебя наркотики?

-         Нет.

-         Оружие?

-         Нет.

-         Жаль… Больше взял бы с тебя.

Машина забивается пассажирами под завязку и мы отправляемся в путь. Я интересуюсь, почему многие пассажиры просят водителя показать паспорт.

-         Они смотрят прописку: если прописка российская, то на границе придется пересаживаться в другую машину, грузинскую. А это не всем удобно – мало ли, кто что везет. Может, этого лучше не показывать.

Российская граница, говорят, нам ничем не грозит. Здесь трудности возникают  у грузинки, жившей в России без регистрации, но светленькая бумажка, перекочевавшая в карман пограничника, снимает все проблемы. Россиян не трогают. Водитель объясняет, что они гораздо чаще, чем граждане Грузии, ищут правду и жалуются, вот пограничники и таможенники предпочитают с ними не связываться.

Сложностей действительно почти нет, только у меня почему-то требуют предъявить кроме загранпаспорта еще и общегражданский. Но требуют вяло, ненастойчиво, как бы на всякий случай – а вдруг я растеряюсь и заплачу «штраф». Когда изъявляю готовность платить, но прошу выписать квитанцию, вопрос оказывается снят.

Ожидая таможенного контроля, замечаю, что некоторые машины вообще не привлекают внимания таможенников, а некоторые досматривают предельно тщательно. Спрашиваю у водителя, в чем дело.

-         Да они досматривают тех, кто слишком уж скуп, с водителем торговался.

-         А как таможенники узнали? По мобильнику?

-                                 Ну, зачем так сложно! Багажник водитель у машины приоткрыл – таможенник все понял. Зеркальце у окна повернул – значит, клиент денежный, можно пощипать. У нас много разных сигналов существует.

Наш водитель багажник не открывал, зеркальце не поворачивал, и мы проехали практически не останавливаясь – просто помахали таможеннику в окошко.

На грузинской границе сложнее всего грузинам по национальности, но россиянам по гражданству – их обвиняют в отсутствии патриотизма и придираются ко всему. Негрузинским россиянам проще. Но платить все равно придется. Если причин для этого найти не получается, им предлагают заполнить некий таинственный бланк на грузинском языке. Поскольку большинство россиян не то, что заполнить, но и прочитать его не может, приходится платить сотруднику, который сделает это за вас. Судя по тому, что в процессе заполнения он ни о чем вас не спрашивает, можно предположить, что этот бланк из ближайшей стомотологической клиники или чего-то подобного. Но стоимость этой «услуги» вполне приемлема – 30 рублей. Грузинским «челнокам» тоже не сладко. Они даже не спрашивают, за что – просто готовят купюры. Портить отношения на границе – себе дороже, им ведь здесь еще не раз проезжать. И другим пропускным пунктом пользовать бесполезно: что-что, а обмен информацией отлажен прекрасно. У одной из женщин денег нет – во всяком случае, она так говорит. Пограничник огорчается:

- Совсем нет, да? Ну хоть сколько-нибудь заплати!

Пока мы «заполняем» бланк, слышу краем уха диалог нашего водителя с молодым пограничником:

-         А где Гиви?

-         Да перевели его…

-         Слава Богу! Прямо зверь был!

Процедура перехода границу закончена и мы вновь садимся в машину. С тайной надеждой спрашиваю:

-         А этот Гиви – он что, взяток не брал?

-         Какой там! Наоборот, все отбирал! В его смену разве что на бензин заработаешь…

Горная дорога красива, но немного монотонна. Пассажиры мрачно подсчитывают убытки. Без потерь не обошелся никто, но их размер колебался от 30 до 1000 рублей. Пользуясь случаем, завожу разговор на интересующую меня тему:

-         Слушай, вот ты меня на вокзале спрашивал, везу ли я оружие или наркотики. А если бы я сказала, что да, ты бы меня повез?

-         С удовольствием! Но это обошлось бы тебе дороже.

-         Но ведь запрещено! Опасно, наверное?

-         Почему опасно? Я же с таможенником поделюсь. Запрещено – не запрещено – не моя проблема. Это пускай таможню совесть мучает. А у меня бизнес – клиента отвезти. Потому и с погранками, и с таможней делюсь. У них знаешь, какой нюх! Они моего клиента задержат, слух об этом пойдет – ко мне в машину вообще никто не сядет.

-         А если я на танке захочу проехать?

-         На танке – это по другой дороге, это я не могу – не мой уровень. Но если тебе очень надо - дам телефончик: позвони, тебе все устроят. Скажешь, что от меня – мне комиссионные перепадут. Только ты шутишь скорее всего.

-         Это ты шутишь!

-         Вовсе нет. Бизнес есть бизнес. Если клиенту нужно, и он платит – почему не заработать? Детей кормить надо? Машину ремонтировать надо? Ты думаешь, зачем визовый режим ввели? Чтобы людям работу дать. Иначе зачем? Чтобы Грузия на Россию не напала, что ли?

-         Чтобы миграцию ограничить.

-         Это раньше надо было делать. Все, кто хотел и мог уехать, давно это сделали. Миллион человек уехало, 20%. И почти все в Россию. А те, кто еще не уехал, уже и не поедут.

Не зная, что возразить, перевожу разговор на другую тему. Но при расставании все же беру обещанный телефончик.

            Итак, выехать из России в Грузию вполне цивилизованным путем – элементарно. Но этот эксперимент не был чистым – у меня все  же документы были в порядке. На обратном пути решаю его усложнить, и на следующий день отправляюсь к «тусовке» водителей и говорю, что мне надо в Россию, но визы у меня нет.

-         А кто тебя сюда привез?

Я решаю не признаваться, поскольку Зураб может рассказать, что с паспортом у меня все в порядке, и ухожу от ответа.

-         Ладно, садись в машину, я сейчас, - водитель отходит к группе своих коллег, перебрасывается несколькими фразами и возвращается: - Тебя вчера Зурик привез, и виза у тебя есть. Зачем обманываешь?

-         Просто интересно: у нас граница настоящая или для красоты.

-         Не для красоты, а для дела. Еще подожди, - водитель отворачивается и звонит по сотовому. – Ладно, Гоги сказал везти. Но заплатишь, как будто у тебя правда визы нет.

-         Конечно. Спасибо.

Водитель смягчается:

-         Понимаешь, это не мне. Если я за тебя не заплачу, ты и с визой далеко не уедешь.

Перед пропускным пунктом протягиваю водителю паспорт. Он смеется:

-         На кой он мне? Тебя же просто нет: сиди спокойно, из машины не выходи и лишнее не болтай – всем не заплатишь.

Он берет деньги, уходит, возвращается, и мы едем к таможне. И даже не тормозим. Не тормозим и на российской стороне. Я расслабляюсь – никому моя виза и мой багаж так и не понадобились. И платить пришлось один раз – они там потом сами разобрались, кому сколько. Осталось уточнить детали.

-         А на границе визу оформить можно?

-         Зачем?!

-         Допустим, я трусиха, хочу все по закону делать.

-         Можно.

-         А сколько это стоит?

-         Как договоришься.

-         Нет, ты не понял: сколько будет стоить, если официально оформлять.

-         Почему не понял?! Как договоришься.

Рискую затронуть животрепещущую тему.

-         А боевикам, наверно, приходится горными тропами пробираться?

-         Зачем?

-         Ну, если их много и с оружием…

-         Сколько «много»? Триста человек? Считай: в машину помещается четверо, а то и пятеро. Значит, где-то семьдесят легковушек. Если договориться с микроавтобусом – вообще тридцать. Через один пропускной пункт за день, пожалуй, не пройдешь, а за два – элементарно. Зачем какие-то тропы? Если торопишься, можно и через несколько пунктов идти… телефончик у тебя есть.

 И вот мы снова на вокзальной площади. Здесь опять много машин,  они развозят прибывших из Грузии по России. Не по всей России, конечно, - по Кавказу. Но мне надо в Москву.

Эксперимент закончен, а вопросы остались. Если приезжему человеку, не знающему языка и окрестностей, так легко пройти через официальные пропускные пункты, то что говорить о местных, которые могут их просто обойти? В чем суть конфликта вокруг Панкиского ущелья – в том, что Россия выпустила боевиков, или в том, что Грузия их впустила? Можно наоборот: в том, что Грузия их выпустила, а Россия впустила? От перемены мест слагаемых… Как не крути, а у границы две стороны. И горные тропы тут не при чем…

Под стук колес родились два гениальных (как мне кажется) плана урегулирования конфликта. Первый: закрыть-таки границы, уговорив каким-нибудь образом пограничников и таможенников выполнять свои обязанности. Хотя бы на нашей стороне. Второй: выделить деньги из бюджета на переход наших военных границы в Грузию, разобраться там с боевиками и на обнаруженные у них средства вернуться обратно. Ни ООН, ни Совет Безопасности ничего и не узнают – коммерческую тайну тут блюдут. Могу поспособствовать – дать телефончик.

Напоследок: нарушить границу можно только если она есть – не на бумаге, а на практике. Тогда можно и претензии предъявлять, и чего-то требовать.

О. Квирквелия

 

Hosted by uCoz