МОНОГРАФИИ


К навигации по сайту

Навигация
по сайту
:
 

        
                                                                  ВИА ФЛАМИНИЯ -

 

Невероятный пример инженерного искусства

 

            Виа Фламиния - дорога, связывающая Рим с Адриатикой, - была сооружена в период консульства Гая Фламиния. Этот политик известен своей важной сельскохозяйственной реформой, позволившей распределить участки земли на юге Ариминума (сегодня Римини) среди плебса. В 223 г. до н. э ., будучи консулом, он лично принимал участие в битвах с войсками Карфагена, которыми руководил Ганнибал. Его военные успехи закончились в бою при Траанзимено, когда, внезапно атакованный, он был убит, а половина его армии попала в плен к врагам.

            Аграрная реформа и военная кампания были двумя движущими силами создания виа Фламиния. Пройдя некоторый отрезок пути вместе с виа Кассия, эта дорога идет по территории фалишей, сабинской народности, долгое время враждебной Риму. Далее она пересекает Умбрию и Пичено, выходя к Адриатике у Фано, где следует вдоль берега до Римини. Здесь дорога соединяется с виа Эмилия и сетью трансапеннинских дорог. Основные почтовые станции - Ортиколи, Нарни, Беванья, Фоссомброне и Песаро - стали городскими центрами, значимыми с точки зрения исторического интереса. Позднее ответвление виа Фламиния соединило Нарни, Сполето и Фолиньо.

Дорога была полностью обновлена при Августе, который финансировал работы, необходимые для укрепления основания и выпрямления наиболее извилистых участков. Он также хотел возвести монументальные постройки.

Две ветки виа Фламиния - новую и старую - не надо путать с еще одной дорогой Фламиния, названной в честь Гая Фламиния Непота и соедняющей Ареццо и Болонью. Она была построена как продолжение виа Кассия.

Виа Фламиния объединена с системой дорог северной Италии и поэтому стала основной стратегической артерией Рима на севере. Позднее виа Фламиния в одно из основных средств коммуникации Римской империи, превосходя дааже виа Аурелия, в основном потому, что требовала от путешественников преодоления меньшего числа подъемов.

Очень активно использовалась эта древняя консульская дорога и в контактах с Галлией и Испанией. Здесь можно увидеть и верстовые столбы, обнаруженные и вдоль лигурийского побережья и в южной Франции и указывающие расстояние в милях между Пьяченцей и Римини по виа Эмилия и виа Фламиния.

Пересекая Апеннины, виа Фламиния демонстрирует прекрасные образцы реализации превосходных инженерных решений. Даже когда территория становится трудно проходимой, зажатой между оврагами, стиснутой в ущельях и тонущей в жидкой грязи, они сохраняли прямизну дороги. Это и определяло стратегический выбор Рима, стремящегося ускорить циркуляцию армий и их провианта, что гарантировало возможность немедленного вмешательства их в случае мятежа или войны.

Как обычно, очень важной была необходимость освоения завоеванных земель. По этой причине традиционные экономические учреждения были трансформированы и интегрированы в большую систему, тесно связывавшую центр и периферию благодаря постоянному продлению дорог. Виа Фламиния продвинулась так далеко, как это было возможно, в основном направлении через ущелья Бурано, защищенная мостами, стенами и террасами, технические решения которых позволили ей преодолеть негостеприимную землю.

Древняя центральная артерия Умбрии и ее главные города - такие, как Ночера, Фолиньо, Сполето и Капсуле, - располагались вдоль виа Фламиния. Карсуле, покинутый в IX в. из-за землетрясения, - месторасположение важных памятников римской эпохи. Археологически важным памятником виа Фламиния можно полюбоваться в Нарни, где расположен мост, ведущий в регион Марке. Здесь, в теснине реки Метауро, есть и знаменитый туннель Фурло, используемый по сей день, но созданный императором Веспасианом в 76 г. н. э. С другой стороны есть еще один туннель, на три века старше и значительно меньше - только 8 м длиной, 3.3 м шириной и 4. 45 м высотой. Он был создан, возможно, одновременно с дорогой - в 220 г. до н. э.

Первая часть дороги была сооружена на основе предшествующих дорог, реже - проселков и овечьих троп. Стада перегонялись между Умбрией и Тибром по этим тропам с железного века. Позднее вдоль дороги возникли военные объекты, поскольку она обеспечивала быструю переброску людей и лошадей в основном направлении, которое иногда пролегало по малонаселенным районам.

Конечно, виа Фламиния побуждала местное население переносить свои поселения от подножия холмов и из горных районов к районам, обслуживавшим дорогу, что вело к более интенсивному сельскохозяйственному использованию земель. Дорога содействовала и развитию поселений и демографическому росту.

Изначально дорога покидала Рим через ворота Фонтина в стенах Сервиан, но когда были построены стены Аурелия, вход был перенесен к воротам, названным Фламиния. Сегодня эти ворота не воспринимаются как особая структура, поскольку они подверглись многочисленным перестройкам, самая важная из которых произошла в относительно недавнее время - в ходе подготовки к визиту в Рим шведской королевы Кристины в 1655 г., очень почетной гостьи, в честь обращения которой в католичество были организованы пышные празднества. Ворота были переименованы в Порта дель Пополо (Ворота Народа) и Джани Лоренцо Бернини было поручено создание их интерьера со знаменитой надписью "Felici faustoque ingresui" ("Счастье и благополучие входящему").

Когда ветры истории дули в паруса Рима, результаты были действительно счастливыми и благополучными для генералов, покидавших город через ворота и ведущих на север свои отряды против врагов Рима в Италии и во всей Европе. Но когда курс истории менялся, дорога навевала воспоминания об успехах и славе, помогая перенести унижение варварских набегов. Для лангобардов, пришедших в XVI в. для борьбы с ландскнехтами Карла V, прибывших из Германии в 1527 г. чтобы унизить Рим пап и разграбить его до основания, виа Фламиния открыла дорогу к Риму, действуя как основная артерия для армий двигавшихся в направлении, противоположном движению древних армий.

Через 3 мили по выходе из Рима дорога приближается к мосту Мильвио. Древнее связующее звено с внешним миром, этот мост служил виа Виентинаа, затем виа Клаудия и виа Кассия. Деревянный мост был переделан в каменный в 109 г. до н. э., также были построены его два деревянных окончания, которые могли быть быстро разобраны в случае вражеской атаки. Когда Август путешествовал по виа Фламиния, на мосту Мильвио, в начале дороги и в Римини были установлены статуи и триумфальные арки. Позднее мост занял значимое место в христианской истории, точнее, в переходе христианства с нелегального положения в статус официальной религии. Согласно легенде 28 октября 312 г. император Константин накануне битвы с Массенцио в борьбе за трон увидел во сне Иисуса. Иисус держал крест и произнес знаменитые слова: "Под этим знаком ты победишь". На следующий день Константин разбил Массенцио в битве на мосту Мильвио, полностью сохранив императорский титул. Что достоверно в этой легенде - эдикт о веротерпимости, подписанный в 313 г. в Милане и легализировавший христианскую религию, поставив большие духовные, экономические и организаторские ресурсы христианства на службу империи.

Сегодня от этого моста сохранилось немногое; он был укреплен Джузеппе Валадье в 1805 г. во время возвращения Папы после коронации Наполеона в Париже и затем изменен минами Гарибальди в 1849 г. при защите Римской республики от французского нашествия. Это место известно также как Сакса Рубра: красные камни среди выработок туфа в окрестностях, из которого римляне производили строительный материал высшего качества.

Гробницы и мавзолеи, мелькающие в Тори ди Квинто, близь стрельбища и построек полиции карабинеров, схожи с другими грандиозными мавзолеями и каменными усыпальницами в Гроттаросса Веккиа.

Важные консульские дороги - виа Клодия, виа Анния и виа Кассия - сливаются недалеко от Рима, у моста Мильвио. Виа Фламиния начинается от Ворот Народа, огибает холмы туфа и скрывается среди построек и сосен, бежит между зданиями и сквозь пригороды. Приблизительно через 8 миль от Рима она проходит через почтовую станцию Ад галлинас албас ("У белых курочек"), район, в котором сегодня располагается вилла Ливия, названная так в честь супруги Августа, когда-то жившей там. В этих изысканных местах, покрытых мозаиками и украшенных термическими банями, жена императора держала двор, сравнимый с императорским, обдумывая политические и дипломатические схемы, поддерживающие политику и успехи трона ее сына Тиберия.

Сегодня то, что сохранилось от скульптурного богатства виллы Ливия хранится в музее Ватикана (например, знаменитая статуя Августа) и в новом помещении Национального Римского музея в здании бывшего колледжа Массимилиано Массимо около станции Термини. Эта, возможно, самая важная античная коллекция в мире, включает в себя великолепные фрески с изображением фруктовых садов: перевезенные из виллы Ливия, эти работы входят в число самых прекрасных живописных произведений искусства римской эпохи.

Приблизительно в 20 км от Рима - сельский дом Мал Боргетто, пример нового использования древнего римского здания. Сельский дом был построен внутри структуры Арки Константина с бочкообразным сводом, сооруженным в честь победы Константина над Массенцио. Приблизительно через 10 км, в Морлупо, поворот виа Фламиния ведет к древнему городу Капена и археологическому памятнику Лукус Фероние. В этом великолепном святилище в доримскую эпоху происходили языческие празднества в честь богини лесов Феронии, почитавшейся сабинами, этрусками и фалишами. В качестве ритуалов покаяния совершались представления, во время которых верующие шли босиком по раскаленным углям, являя свое бесконечное благоговение. Храм был разграблен Ганнибалом и заброшен более, чем два тысячелетия вплоть до 1952 г., когда археологическая экспедиция восстановила форум с сводом, приспособленный под магазины, и термальную баню имперского времени.

Чтобы испытать ощущение пути по мощеной виа Фламиния, надо отправиться в Риньяно Фламинио. Там, где становится виднаа гора Соратте, у современной дороги есть несколько метров прекрасно сохранившейся дороги старой. Отрезок дороги, созданной римскими инженерами, в этой части пути базируется на приспособлениях к холмистой местности. Они адаптировали технику, которая сокращала дорогу и защищала ее от возможных оползней. Она состояла в расположении дороги в стороне от холмов, строительстве опорных стен на долинной стороне с перемещением земли и прокладывании дороги на солнечной, менее ветреной стороне долины. Столь же хорошая, сколь и громадная, согласно историческим источникам, она имела первостепенное значение для будущего ареала Сабины. Этот холмистый регион вулканического происхождения с большим количеством вершин, среди которых. Соратте (691 м высоты), напоминающих о дремлющем вулкане, в кратере которого сегодны располагается озеро Браччиано.

Городок Кастеллана сегодня представляет собой главнй горд на виа Фламиния в регионе Лацио. Его история - один сплошной непрерывный и неразрешимый конфликт между местным населением и римскими захватчиками. В регионе когда-то была построена, а затем разрушена древняя столица фалишей, называвшаяся Фалерии Ветерес. Затем поблизости был построен хорошо укрепленный город Фалерии Нови, защищающий коммуникации виа Фламиния и устанавливающий римский протекторат над людьми, не желавшими подчиниться мирно. С падением Римской империи этот город был покинут его обитателями, вернувшимися в Фалерии Ветерес, сегодня известном как Чивита Кастеллана. Археологический  музей хранит как документы местной культуры фалишей, так и свидетельства "романизации" территории.

Фалиши - древний народ, проживавший между озером Вико, городом Орте и берегам Тибра, горой Соратте и течением реки Трейя. Недалеко от виа Фламиния можно погулять среди рощ, полей и руин древнего римского города, чья военная значимость проявляется в городских стенах с 50 башнями и 9 воротами, датирующихся республиканской эрой. Внутри стен видны остатки театра и форума.

Еще 4 км на север, пройдя впечатляющий виадук Муро дель Пеккато в долине реки Трейя, оказываешься перед основами и значительными остатками виа Фламиния, возможно, датирующимися еще ранее времени ее создания.

Поднимаясь вдоль реки Тибр, которая переходит в широкую излучину, виа Фламиния проходит Мальяно Сабина, чей музей дает посетителям представление о нравах местного народа. В Сабине есть также доисторический некрополь и памятники римского периода, позднеклассического времени и Средневековья.

Hosted by uCoz