К навигации по сайту
Навигация
по сайту:
|
ВИА
ФЛАМИНИЯ -
Невероятный пример инженерного искусства
Виа
Фламиния - дорога, связывающая Рим с Адриатикой, - была сооружена в период
консульства Гая Фламиния. Этот политик известен своей важной
сельскохозяйственной реформой, позволившей распределить участки земли на юге
Ариминума (сегодня Римини) среди плебса. В 223 г. до н. э ., будучи
консулом, он лично принимал участие в битвах с войсками Карфагена, которыми
руководил Ганнибал. Его военные успехи закончились в бою при Траанзимено,
когда, внезапно атакованный, он был убит, а половина его армии попала в плен
к врагам.
Аграрная
реформа и военная кампания были двумя движущими силами создания виа Фламиния.
Пройдя некоторый отрезок пути вместе с виа Кассия, эта дорога идет по
территории фалишей, сабинской народности, долгое время враждебной Риму.
Далее она пересекает Умбрию и Пичено, выходя к Адриатике у Фано, где следует
вдоль берега до Римини. Здесь дорога соединяется с виа Эмилия и сетью
трансапеннинских дорог. Основные почтовые станции - Ортиколи, Нарни, Беванья,
Фоссомброне и Песаро - стали городскими центрами, значимыми с точки зрения
исторического интереса. Позднее ответвление виа Фламиния соединило Нарни,
Сполето и Фолиньо.
Дорога была полностью обновлена при Августе,
который финансировал работы, необходимые для укрепления основания и
выпрямления наиболее извилистых участков. Он также хотел возвести
монументальные постройки.
Две ветки виа Фламиния - новую и старую - не
надо путать с еще одной дорогой Фламиния, названной в честь Гая Фламиния
Непота и соедняющей Ареццо и Болонью. Она была построена как продолжение виа
Кассия.
Виа Фламиния объединена с системой дорог
северной Италии и поэтому стала основной стратегической артерией Рима на
севере. Позднее виа Фламиния в одно из основных средств коммуникации Римской
империи, превосходя дааже виа Аурелия, в основном потому, что требовала от
путешественников преодоления меньшего числа подъемов.
Очень активно использовалась эта древняя
консульская дорога и в контактах с Галлией и Испанией. Здесь можно увидеть и
верстовые столбы, обнаруженные и вдоль лигурийского побережья и в южной
Франции и указывающие расстояние в милях между Пьяченцей и Римини по виа
Эмилия и виа Фламиния.
Пересекая Апеннины, виа Фламиния
демонстрирует прекрасные образцы реализации превосходных инженерных решений.
Даже когда территория становится трудно проходимой, зажатой между оврагами,
стиснутой в ущельях и тонущей в жидкой грязи, они сохраняли прямизну дороги.
Это и определяло стратегический выбор Рима, стремящегося ускорить циркуляцию
армий и их провианта, что гарантировало возможность немедленного
вмешательства их в случае мятежа или войны.
Как обычно, очень важной была необходимость
освоения завоеванных земель. По этой причине традиционные экономические
учреждения были трансформированы и интегрированы в большую систему, тесно
связывавшую центр и периферию благодаря постоянному продлению дорог. Виа
Фламиния продвинулась так далеко, как это было возможно, в основном
направлении через ущелья Бурано, защищенная мостами, стенами и террасами,
технические решения которых позволили ей преодолеть негостеприимную землю.
Древняя центральная артерия Умбрии и ее
главные города - такие, как Ночера, Фолиньо, Сполето и Капсуле, -
располагались вдоль виа Фламиния. Карсуле, покинутый в
IX
в. из-за землетрясения, - месторасположение важных памятников римской эпохи.
Археологически важным памятником виа Фламиния можно полюбоваться в Нарни,
где расположен мост, ведущий в регион Марке. Здесь, в теснине реки Метауро,
есть и знаменитый туннель Фурло, используемый по сей день, но созданный
императором Веспасианом в 76 г. н. э. С другой стороны есть еще один
туннель, на три века старше и значительно меньше - только 8 м длиной, 3.3 м
шириной и 4. 45 м высотой. Он был создан, возможно, одновременно с дорогой -
в 220 г. до н. э.
Первая часть дороги была сооружена на основе
предшествующих дорог, реже - проселков и овечьих троп. Стада перегонялись
между Умбрией и Тибром по этим тропам с железного века. Позднее вдоль дороги
возникли военные объекты, поскольку она обеспечивала быструю переброску
людей и лошадей в основном направлении, которое иногда пролегало по
малонаселенным районам.
Конечно, виа Фламиния побуждала местное
население переносить свои поселения от подножия холмов и из горных районов к
районам, обслуживавшим дорогу, что вело к более интенсивному
сельскохозяйственному использованию земель. Дорога содействовала и развитию
поселений и демографическому росту.
Изначально дорога покидала Рим через ворота
Фонтина в стенах Сервиан, но когда были построены стены Аурелия, вход был
перенесен к воротам, названным Фламиния. Сегодня эти ворота не
воспринимаются как особая структура, поскольку они подверглись
многочисленным перестройкам, самая важная из которых произошла в
относительно недавнее время - в ходе подготовки к визиту в Рим шведской
королевы Кристины в 1655 г., очень почетной гостьи, в честь обращения
которой в католичество были организованы пышные празднества. Ворота были
переименованы в Порта дель Пополо (Ворота Народа) и Джани Лоренцо Бернини
было поручено создание их интерьера со знаменитой надписью "Felici
faustoque ingresui" ("Счастье и
благополучие входящему").
Когда ветры истории дули в паруса Рима,
результаты были действительно счастливыми и благополучными для генералов,
покидавших город через ворота и ведущих на север свои отряды против врагов
Рима в Италии и во всей Европе. Но когда курс истории менялся, дорога
навевала воспоминания об успехах и славе, помогая перенести унижение
варварских набегов. Для лангобардов, пришедших в
XVI
в. для борьбы с ландскнехтами Карла
V,
прибывших из Германии в 1527 г. чтобы унизить Рим пап и разграбить его до
основания, виа Фламиния открыла дорогу к Риму, действуя как основная артерия
для армий двигавшихся в направлении, противоположном движению древних армий.
Через 3 мили по выходе из Рима дорога
приближается к мосту Мильвио. Древнее связующее звено с внешним миром, этот
мост служил виа Виентинаа, затем виа Клаудия и виа Кассия. Деревянный мост
был переделан в каменный в 109 г. до н. э., также были построены его два
деревянных окончания, которые могли быть быстро разобраны в случае вражеской
атаки. Когда Август путешествовал по виа Фламиния, на мосту Мильвио, в
начале дороги и в Римини были установлены статуи и триумфальные арки.
Позднее мост занял значимое место в христианской истории, точнее, в переходе
христианства с нелегального положения в статус официальной религии. Согласно
легенде 28 октября 312 г. император Константин накануне битвы с Массенцио в
борьбе за трон увидел во сне Иисуса. Иисус держал крест и произнес
знаменитые слова: "Под этим знаком ты победишь". На следующий день
Константин разбил Массенцио в битве на мосту Мильвио, полностью сохранив
императорский титул. Что достоверно в этой легенде - эдикт о веротерпимости,
подписанный в 313 г. в Милане и легализировавший христианскую религию,
поставив большие духовные, экономические и организаторские ресурсы
христианства на службу империи.
Сегодня от этого моста сохранилось немногое;
он был укреплен Джузеппе Валадье в 1805 г. во время возвращения Папы после
коронации Наполеона в Париже и затем изменен минами Гарибальди в 1849 г. при
защите Римской республики от французского нашествия. Это место известно
также как Сакса Рубра: красные камни среди выработок туфа в окрестностях, из
которого римляне производили строительный материал высшего качества.
Гробницы и мавзолеи, мелькающие в Тори ди
Квинто, близь стрельбища и построек полиции карабинеров, схожи с другими
грандиозными мавзолеями и каменными усыпальницами в Гроттаросса Веккиа.
Важные консульские дороги - виа Клодия, виа
Анния и виа Кассия - сливаются недалеко от Рима, у моста Мильвио. Виа
Фламиния начинается от Ворот Народа, огибает холмы туфа и скрывается среди
построек и сосен, бежит между зданиями и сквозь пригороды. Приблизительно
через 8 миль от Рима она проходит через почтовую станцию Ад галлинас албас
("У белых курочек"), район, в котором сегодня располагается вилла Ливия,
названная так в честь супруги Августа, когда-то жившей там. В этих
изысканных местах, покрытых мозаиками и украшенных термическими банями, жена
императора держала двор, сравнимый с императорским, обдумывая политические и
дипломатические схемы, поддерживающие политику и успехи трона ее сына
Тиберия.
Сегодня то, что сохранилось от скульптурного
богатства виллы Ливия хранится в музее Ватикана (например, знаменитая статуя
Августа) и в новом помещении Национального Римского музея в здании бывшего
колледжа Массимилиано Массимо около станции Термини. Эта, возможно, самая
важная античная коллекция в мире, включает в себя великолепные фрески с
изображением фруктовых садов: перевезенные из виллы Ливия, эти работы входят
в число самых прекрасных живописных произведений искусства римской эпохи.
Приблизительно в 20 км от Рима - сельский
дом Мал Боргетто, пример нового использования древнего римского здания.
Сельский дом был построен внутри структуры Арки Константина с бочкообразным
сводом, сооруженным в честь победы Константина над Массенцио. Приблизительно
через 10 км, в Морлупо, поворот виа Фламиния ведет к древнему городу Капена
и археологическому памятнику Лукус Фероние. В этом великолепном святилище в
доримскую эпоху происходили языческие празднества в честь богини лесов
Феронии, почитавшейся сабинами, этрусками и фалишами. В качестве ритуалов
покаяния совершались представления, во время которых верующие шли босиком по
раскаленным углям, являя свое бесконечное благоговение. Храм был разграблен
Ганнибалом и заброшен более, чем два тысячелетия вплоть до 1952 г., когда
археологическая экспедиция восстановила форум с сводом, приспособленный под
магазины, и термальную баню имперского времени.
Чтобы испытать ощущение пути по мощеной виа
Фламиния, надо отправиться в Риньяно Фламинио. Там, где становится виднаа
гора Соратте, у современной дороги есть несколько метров прекрасно
сохранившейся дороги старой. Отрезок дороги, созданной римскими инженерами,
в этой части пути базируется на приспособлениях к холмистой местности. Они
адаптировали технику, которая сокращала дорогу и защищала ее от возможных
оползней. Она состояла в расположении дороги в стороне от холмов,
строительстве опорных стен на долинной стороне с перемещением земли и
прокладывании дороги на солнечной, менее ветреной стороне долины. Столь же
хорошая, сколь и громадная, согласно историческим источникам, она имела
первостепенное значение для будущего ареала Сабины. Этот холмистый регион
вулканического происхождения с большим количеством вершин, среди которых.
Соратте (691 м высоты), напоминающих о дремлющем вулкане, в кратере которого
сегодны располагается озеро Браччиано.
Городок Кастеллана сегодня представляет
собой главнй горд на виа Фламиния в регионе Лацио. Его история - один
сплошной непрерывный и неразрешимый конфликт между местным населением и
римскими захватчиками. В регионе когда-то была построена, а затем разрушена
древняя столица фалишей, называвшаяся Фалерии Ветерес. Затем поблизости был
построен хорошо укрепленный город Фалерии Нови, защищающий коммуникации виа
Фламиния и устанавливающий римский протекторат над людьми, не желавшими
подчиниться мирно. С падением Римской империи этот город был покинут его
обитателями, вернувшимися в Фалерии Ветерес, сегодня известном как Чивита
Кастеллана. Археологический музей хранит как документы местной культуры
фалишей, так и свидетельства "романизации" территории.
Фалиши - древний народ, проживавший между
озером Вико, городом Орте и берегам Тибра, горой Соратте и течением реки
Трейя. Недалеко от виа Фламиния можно погулять среди рощ, полей и руин
древнего римского города, чья военная значимость проявляется в городских
стенах с 50 башнями и 9 воротами, датирующихся республиканской эрой. Внутри
стен видны остатки театра и форума.
Еще 4 км на север, пройдя впечатляющий
виадук Муро дель Пеккато в долине реки Трейя, оказываешься перед основами и
значительными остатками виа Фламиния, возможно, датирующимися еще ранее
времени ее создания.
Поднимаясь вдоль реки Тибр, которая
переходит в широкую излучину, виа Фламиния проходит Мальяно Сабина, чей
музей дает посетителям представление о нравах местного народа. В Сабине есть
также доисторический некрополь и памятники римского периода,
позднеклассического времени и Средневековья. |