К навигации по сайту
Навигация
по сайту:
|
ВЗЯТИЕ ИЛИ УСПЕНИЕ
Год назад “Италика” уже писала о летнем празднике
феррагосто, очень красочно проходящем в Италии в середине августа. Связан он
с днем, который в католичестве называется Взятием на небо Девы Марии, а в
православии – Успением Богоматери. Но в чем его смысл и почему он по-разному
называется в разных конфессиях? И кстати, почему это вообще праздник?
Слово “успение” означает по-простому “смерть” - отсюда
“усопший”. Идея празднования смерти, да еще с карнавалами, танцами и
скачками вызывает у людей, не знакомых с христианским вероучением, некоторое
изумление. И дело не только в том, что смерть в христианстве воспринимается
не как конец, а как начало жизни, но теперь уже вечной – в этом смысле
празднование Воскресения Христова. Однако успение Богоматери имеет и другой
смысл. В Новом Завете о смерти Девы Марии не упоминается и первые века
христианства – вплоть до IV – VI
вв., - ее день никак не отмечался. Существует только цикл сочинений
Transitus Mariae,
но он считается апокрифическим, то есть хотя и написанным на библейские
темы, но не вошедшим в принятый Церковью канон. Согласно его сведениям,
Богоматерь умерла естественной смертью и была похоронена в Гефсимании, но
когда ее могилу вскрыли, в ней обнаружили только букет свежих роз.
Мы уже писали о том, что в Ветхом Завете тоже есть
аналогичный сюжет – о Моисее, который умер, но его могила и останки не
обнаружены. И обоснованием его телесного взятия на небо служит сюжет
Преображения Господня, в котором являются Илия, описание взятия которого на
небо есть в Ветхом Завете, и Моисей. Сюжет о Деве Марии очень похож. И с
одной стороны, это может служить подтверждением мнения о ее телесном
вознесении, а с другой – пониматься как чисто литературное подражание. Так,
собственно, и развивалось богословское представление о судьбе Богоматери –
православие решило не утверждать ничего конкретного на этот счет и празднует
Успение. Католичество же, после долгих дебатов, заняло другую позицию. Хотя
споры были очень активными и даже ожесточенными – вплоть до того, что
поставили Католическую Церковь перед угрозой раскола. Чтобы избежать его,
папа римский Пий XII
особым декретом, используя свое право на безошибочное суждение, ввел догмат
о телесном вознесении Богоматери. Кстати, строго говоря, это был
единственный случай использования догмата о безошибочности папы, который
часто ставят в вину католикам.
И все же почему Церковь празднует – именно празднует, на
Западе весело и красочно, - день смерти? Казалось бы, плакать надо – Мать
нашего Бога умерла. И тем не менее успение Богоматери – радостное событие, в
котором воплотилась надежда человека – практически, любого человека, как
верующего, так и атеиста – надежда на вечную жизнь, на то, что смерть – это
не конец. Конечно, можно сказать, что Воскресение Христово – истинный знак
нашей надежды. Но Иисус все-таки Бог, и то, что возможно Ему, вполне может
оказаться недостижимым для нас, людей. И в этом все дело: Дева Мария – одна
из нас, простая девушка из в общем-то обычной семьи. И ее воскресение –
воскресение человека, а не Бога. И значит, у нас тоже есть шанс.
Дата смерти Богоматери – как и подавляющее большинство
дат других христианских событий, - конечно, никому не известна. А ее
празднование в середине августа приурочено к началу сбора нового урожая. И
это не случайно. В Евангелии часто говорится, что зерно, чтобы принести
плод, должно умереть. Урожай – это и есть преображенное возрождение к новой
жизни. А Мария положила начало, проложила для нас путь в новую жизнь.
Отпразднуем это.
|