К навигации по сайту
Навигация
по сайту:
|
ПАЛОМНИЧЕСТВО: ИЗ СМЕРТИ В
ЖИЗНЬ?
Признаемся: паломничество – очень странное занятие.
Человек, преодолевая различные препятствия, зачастую пешком и впроголодь,
стремится в какое-то, как правило, удаленное место для того, чтобы, проведя
там несколько часов, удовлетворенно отправиться назад. Зачем? Куда? Почему?
Самое простое определение паломничества – путешествие к
святым местам по религиозным соображениям. Люди надеются получить утешение,
исцеление души или тела – своих или своих близких, - добиться исполнения
заветного желания или прощения тяжкого греха. Но часто паломником движет
более высокое чувство – благодарения, благоговения, стремления достичь
духовного совершенства.
Паломничества свойственны практически всем религиям.
Иудеи поклоняются Иерусалиму, городу, священному и для христиан. Но особым
почтением пользуется Стена плача – днем и ночью здесь раздаются скорбные
голоса иудеев, оплакивающих былую славу своего Храма.
Мусульмане посещают – в обязательном порядке! – Мекку,
город, где родился Мухаммед, и Медину, где он похоронен. В Мекке верующие
должны семь раз обойти вокруг Каабы – главного святилища – против часовой
стрелки, прикоснуться к черному камню в одном из ее углов и поцеловать его.
При этом одевается специальная одежда, которую потом используют как
погребальный саван.
Сикхи хоть раз в жизни обязаны посетить Золотой храм в
Амритсаре, где хранится самый древний список священной книги Гуру Грант
Сагиб. Но специальных ритуалов поклонения ему нет.
Индуисты в течение одного месяца в году посещают
священную пещеру в отрогах Гималаев, которая почитается как святилище Шивы:
в глубине ее каждый год образуется особый вид сталагмита высотой около 2 м в
виде фаллоса – символа особого могущества бога. Если сталагмит “вырастает”
большой, можно ждать хорошего года, если маленький – Шива сердится на то,
что в мире стало слишком много зла. К святилищам Шивы паломничества зачастую
совершаются на коленях или перекатываясь, или таща за собой бревно –
различными способами умерщвления плоти. В самих святилищах символ Шивы
украшается цветами и смазывается душистыми маслами, перед ним поют и
танцуют. Особо почитается в индуизме и река Ганг. В нем совершаются
ритуальные омовения, на его берегу совершаются сожжения умерших, пепел
которых потом тоже бросают в реку
Буддисты не совершают массовых паломничеств, но
отправляются в индивидуальные путешествия с целью достичь духовного
совершенства. Пилигримы, направляющиеся к буддийским святыням, так
рассчитывают время, чтобы попасть туда в один из четырех важнейших дней
месяца,
когда начинается очередная фаза луны – лучше всего полнолуние. В святом
месте оставляют цветы, благовония, в остальном же каждый паломник делает то,
что ему больше по душе – читает священные тексты, повторяет заповеди.
Ни в конфуцианстве, ни в даосизме специально
организованных паломничеств нет. Но в индивидуальном порядке верующие
совершают небольшие путешествия по красивым местам – на вершину горы или к
истоку реки. И это не туризм, а религиозный обряд хвалы Творцу.
Японский синтоизм – или Путь богов – тоже требует
поклонения природе и ее духам. Святилища последних отмечены специальными
воротами – тории, проходя через которые, верующие приносят дары, совершают
обряды очищения, заключают браки или сжигают покойного.
Но, конечно, самое большое место занимают паломничества в
христианстве. Кроме мест, связанных с жизнью Христа или хранящих Его
реликвии, более двух третей европейских святилищ посвящены Богоматери.
Некоторые из них хранят ее реликвии – дом, в котором она жила в Назарете, ее
туника, пояса, перо
из крыла архангела Гавриила, платок
Марии, локон ее волос и т. д. Множество мест связано с почитанием
чудотворных образов Богоматери – как икон, так и статуй. Они известны либо
чудесами, совершенными по молитве перед ними, либо чудесными появлениями
перед
людьми. Но, пожалуй, самые массовые паломничества совершаются к местам
явлений Девы Марии - в Лурд, Фатиму, Межугорье.
Еще более многочисленными являются святыни, связанные со
святыми – апостолами, мучениками и чудотворцами. Любопытно, что это, в
основном, могилы. Практически все храмы изначально были усыпальницами
святых. Условно говоря, паломничество ведет к смерти, но не к любой, а к
той, которая есть начало новой жизни. “Кто не умрет, не обретет жизни
вечной”. И тогда паломничество – это символ нашего земного существования:
через трудности и лишения к последнему пристанищу, за которым открываются
врата рая.
Обряды почитания христианских святынь разнообразны,
каждое место имеет свой ритуал. Но в основе всех них лежит три момента –
покаяние, очищение от греха (исповедь), вознесение хвалы, молитва – просьба.
Итак, паломничества есть практически в любой религии, а
местами поклонения могут быть и храмы, и святилища, и просто уголки природы.
Чем же паломничество отличается от туризма? Ведь в ходе последнего мы тоже
посещаем храмы и религиозные “достопримечательности” и любуемся пейзажами.
Конечно, основное различие – в цели, но не только. Паломничество, как
правило, требует той или иной степени аскезы – пост в течение всего пути к
святыни, большие пешие переходы (а иногда и на коленях). Практически
исключены мирские развлечения. Молитвы, религиозные гимны, богослужения –
основное времяпрепровождение. Можно сказать, что паломничество определяется
не местом и даже не целью, а состоянием души.
Но кто же участвует в поклонении святыням? В конце
XIV в. Джеффри
Чосер описал участников паломничества. Среди них были Рыцарь со своим сыном
Сквайром, Мельник, Мажордом, Монах, Пристав, Повар, Батская ткачиха,
Студент,, Купец, Юрист, Доктор медицины, Продавец папских индульгенций,
Аббатиса и многие другие. То есть практически все слои общества. Поскольку
произведение Чосера – сатира, все его персонажи – люди неприятные, но важно
другое: в паломничество отправляются далеко не только святые. То же самое
происходит и сегодня, каждый ищет свою “выгоду”. Более того, иногда этой
“выгодой” становится просто возможность отключиться от повседневности и дать
место чему-то иному в своей жизни, Тому, о котором нам просто некогда
вспомнить.
И все же… Ведь Бог вездесущ, зачем куда-то идти, чтобы
встретиться с Ним? Возможно, вариант ответа можно найти в паломничествах
некоторых языческих племен. Аборигены Австралии совершают Путь Грез. Но так
они называют саму жизнь. Они живут, переходя от одного священного места к
другому, одним и тем же маршрутом, повторяющимся из года в год. За один цикл
племя проходит тысячи километров. Именно у них идея того, что паломничество
– символ земного пути, - приобретает полноту смысла. Жизнь бушменов в
пустыне Калахари построена по тому же принципу. У племени маори из Новой
Зеландии распространены ритуальные плавания на каноэ, из которых мальчики
возвращаются мужчинами. Да и археологически известны племена и народности,
которые всю свою историю куда-то идут, пока не теряются, или не растворяются
на лице земли. И
речь не идет о кочевниках или
“вынужденных переселенцах” - людей гонит к неведомой нам цели отнюдь не
экономический расчет.
Когда какое-то явление в истории обладает столь яркой
повторяемостью в пространстве и времени, за ним наверняка кроется некая
исходная, сущностная для человека и человечества, врожденная, если хотите,
причина. Суть ее вербализовать непросто. И, может быть, ради этого люди и
двигаются в путь, узнать, зачем они живут и какова цель их земного
странствия.
|