К навигации по сайту
Навигация
по сайту:
|
НЕВЕСТЫ ХРИСТОВЫ
Продолжая рассказ о монастырях и
монашествующих, поговорим сегодня о монахинях.
Недалеко от Лаго Маджори, которое я
уже упоминала, есть еще одно озеро - д'Орто.
А на этом озере - остров Сан Джулио. На островке - монастырь "Мария - Матерь
Церкви". Собственно, весь островок и есть монастырь. Здесь жили во время
нашего визита 42 монахини, в том числе и молодые. Занимаются они шитьем
литургических одеяниий и с миром не общаются. Только с разрешения
матери-настоятельницы с берега приходит лодка с продуктами и очень редко - с
гостями. Мы сумели поговорить только с аббатиссой - хрупкой немолодой
женщиной с веселыми живыми глазами. Она известна в Италии тем, что прекрасно
различает призвания, к ней за советом обращаются многие девушки: непросто
бывает понять, есть ли у человека призвание к монашеской жизни, а при
изобилии женских орденов и конгрегаций - если и есть, то к какой именно - к
созерцательной, молитвенной, или деятельной, социальной, к уединенной или
публичной и т.д. и т.п.
А потом нам разрешили участвовать в мессе.
Монастырский храм устроен так, что его алтарная часть выходит за пределы
монастыря. И вот в этой части наверху, над алтарем, есть балкончик,
отделенный от остального пространства храма редкой деревянной решеткой.
Здесь и находятся гости во время богослужения. Для них месса становится
незабываемым событием - ведь все молитвы обращены - чисто визуально - именно
к ним. Бог - не где-нибудь, Он среди нас, на этом балкончике. Человеку
неверующему очень трудно описать чувства, которые охватили меня на этом
богослужении, а верующий сам поймет.
Может показаться, что идеализирую
монастырскую жизнь и монахинь. Но это отнюдь не так. "К сожалению, святых
намного меньше, чем монашествующих", - сказал как-то один весьма умный
монах. И это правда. Те женские монашеские общины, в которых мне удалось
пожить некоторое время, напоминали обыкновенную коммуналку. Сплетни, дрязги,
жадное любопытство - как почти в любом чисто женском коллективе.
Монашествующие - обычные люди, со всеми их недостатками и слабостями. Но
некая тайна святости и заключена в умении посвятить Богу свои недостатки и
слабости.
И все же сегодня, в нашем активном и
прагматичном мире большинство монашествующих занято социальной
деятельностью. В Риме я посетила генеральный дом сестер Павла Шартского.
Монахини работают в основном в странах Юго-Восточной Азии, да и среди них
самих много индонезиек, филиппинок, вьетнамок. Грязь, нищета, болезни,
безграмотность - вот то поле, на котором проходит их служение - и вот та
среда, из которой вышли они сами. Случается, что основным стимулом ухода в
монастырь становится надежда получить более или менее гарантированные крышу
над головой, кусок хлеба и хоть какую-то одежду. А если Господь будет
милостив, то и посмотреть мир, вырваться из круговорота неразрешимых
проблем. Как-то не вяжется с представлениями о сути призвания? Хочется
чего-то более возвышенного и духовного? Не нам судить. Дух Святой дышит, где
хочет и как хочет. И благодарность Богу за предоставленный шанс может
сделать из ушедших в монастырь по прагматичным соображениям более усердных в
молитве и служении монахинь, чем те, кого вели высокие идеалы, кто,
столкнувшись с монастырским бытом, разочаровался и опустил руки. Ведь этот
самый монастырский быт тоже не всегда отвечает тем самым "высоким идеалам".
Сестры-урсулинки, чей генеральный дом тоже
находится в Риме, исполняют свое служение в менее экзотических странах и в
более узкой сфере. Они создают и обслуживают что-то вроде общежитий для
бедных студентов. С их генеральной матерью я познакомилась на симпозиуме
епископов Европы (не подумайте чего дурного, я не епископ, но на симпозиум
были приглашены также 10 монашествующих, 10 мирян и 10 священников из разных
стран). Мое внимание сразу привлекла эта коренастая веселая женщина в лихо
сдвинутом набок монашеском чепце. Что привлекла внимание - не удивительно:
из 140 участников симпозиума было только 10 женщин (дамы! Завидуйте!). но
поразило меня другое - абсолютная "не-генеральскость", полное отсутствие
апломба, открытость к общению и полное нежелание продемонстрировать
окружающим свое духовное превосходство, аскетичность и т.п., что, увы, так
часто свойственно людям ее призвания (это вполне понятно -
компенсироваться-то нужно…).
После закрытия симпозиума генеральная мать
пригласила меня пожить в их общине. Хороший, дружелюбный дом, наполненный
молодыми голосами, студенческими проблемами и гостеприимством. Порадовало и
то, что пользоваться гостеприимством может не только католик, и даже не
только христианин, для этого достаточно просто нуждаться в помощи. Это,
правда, не удивительно: большинство дел милосердия и социального служения в
Католической Церкви сегодня направлено на любого человека, а не только на
единоверца. В этом, как мне кажется, одна из причин силы и
распространенности в мире Католической Церкви.
Турин - земля святых. Так называют этот
город не только потому, что в каждой церкви хранятся нетленные мощи хоть
одного святого, чье имя, правда, а также особенности святости мало кто
знает, но и потому, что в нем действительно жили и достигли святости многие
реальные люди. В их числе - святой Коттоленго, посвятивший свою жизнь
служению больным детям. И сегодня в Турине действует целый городок, где
живут и лечатся инвалиды. Я уже упоминала о конгрегации св. Коттоленго,
члены которой ухаживают за пациентами Центра. Но было бы неверно считать их
просто медсестрами, хотя их обязанности монахини тоже выполняют. Как дать
возможность исповедаться глухонемому? Как подвести к причастию человека с
повреждениями горла или ротовой полости? Как приобщить к вере умственно
отсталых или психически неполноценных? И самое главное: как их всех сделать
счастливыми? Это отнюдь не праздные вопросы. Жить, а не существовать - что
может быть сложнее для тяжело, даже неизлечимо больного? Но эта
изнурительная духовная брань монахинь скрыта от постороннего взгляда. На
поверхность выходят обыденные заботы - искупать, сделать укол, покормить…
И последняя на сегодня зарисовка: сестры
святого апостола Павла - паолинки. Эта конгрегация была основана совсем
недавно - в прошлом веке. Поле ее деятельности - евангелизация при помощи
СМИ - издание книг, выпуск аудио- и видеокассет и продажа своей продукции.
Магазины паолинок можно встретить по всей Италии и далеко за ее пределами,
даже в Москве. Понятно, что Церкви нужны деньги и немалые: на одни
пожертвования много храмов не построишь, да и благотворительность требует
больших вложений. И все же: торговля как основное монашеское служение?.. по
крайней мере, непривычно. Впрочем, если считать Церковь Царством Божиим на
земле, то в ней должны быть представители всех слоев населения и всех
профессий. Ну, или почти всех. Во всяком случае, коммерсанты, наверное,
должны быть. Есть они и среди монашествующих - не как свойство характера
отдельной личности, а как призвание. В книге Р. Нейхауза "Бизнес и
Евангелие" это странное сочетание прекрасно объясняется.
Конечно, невозможно вместить все
многообразие женского монашества в эти краткие зарисовки. Я описала здесь
только то, с чем сталкивалась в Италии. Но и этого, как кажется, достаточно
для того, чтобы представить себе, что в мире монастырей, обетов, аскезы,
молитвы все не так просто и однозначно.
А в следующий раз мы поговорим о монахах.
|