К навигации по сайту
Навигация
по сайту:
|
ВОИНЫ ХРИСТА И ЕГО
НЕВЕСТЫ
В шумной суете
больших городов и в медлительном покое деревень временами наш взгляд
останавливается на странно одетых людей - мужчинах в длинных одеяниях и
женщинах с покрытыми головами. Монашествующие - люди, посвятившие себя Богу,
отказавшиеся от мира, давшие три обета - бедности, смирения и безбрачия, -
как удивительны они в нашем современном рационалистическом и, что греха
таить, меркантильном мире! Трудно даже представить себе, что могло заставить
их вступить на путь самоотречения, да и каков он, этот путь, мы тоже
представляем себе весьма смутно. Но, как говорил наш известный поэт
Маяковский, "если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно". Давайте
же попробуем познакомиться с монашествующими - "воинами Христа" и
"Христовыми невестами" - чуть ближе.
Когда речь
заходит о монастырях, то в нашем воображении возникает образ строгого
мрачного строения, тишина в котором прерывается лишь колокольным звоном,
пением псалмов и гимнов и бормотанием молитв. А что касается монашествующих,
то нам сразу же представляется суровая, закутанная в черное фигура,
зажавшая в руке четки и исступленно возносящая хвалы Богу. Но мне повезло в
жизни: я бывала во многих монастырях, дружна со многими монашествующими и
могу с уверенностью утверждать: эти образы совершенно устарели и не
соответствуют действительности.
Правда, сразу
оговорюсь: речь идет о католических монашествующих. Они, в отличии от своих
православных братьев и сестер, не являются однородной ветвью на древе
Церкви, не объединяются единой формой и уставом, а принадлежат к различным
орденам и конгрегациям, имеющим свою собственную духовность и свою харизму,
свое призвание. И этих орденов и конгрегаций множество. Ходит даже такая
шутка, что число женских конгрегаций известно только Господу. И в этой шутке
есть значительная доля правды.
Начнем наше знакомство с
чисто внешних примет. Да, еще есть "закутанные в черное фигуры". Но есть в
монашеской гамме и синий цвет, и серый, и коричневый, и белый, и кремовый, и
голубой, и зеленый. Вот только красных и желтых хабитов - монашеских одеяний
- я пока не встречала, но это отнюдь не означает, что их вообще нет.
А какое разнообразие
фасонов, какие элегантные головные уборы! Платья и сарафаны, юбки самой
разной длины (правда, кроме мини - юбок выше колена мне не попадалось) и
блузки, фартучки, косынки, чепцы, вуали, пелерины… Есть даже сари (у сестер
Матери Терезы) и… шорты! Одна из вьетнамских женских конгрегаций выбрала
себе в качестве формы длинные шорты с передничком - в соответствии с
национальной традицией.
Упомянем и так называемых
бесхабитовых, т.е. монашествующих, носящих мирскую одежду и, следовательно,
внешне ничем не отличающихся от мирян. Так что образ закутанной в черное
фигуры явно не относится к монашествующим Католической Церкви.
Теперь о строгости,
суровости и молитвенной исступленности. Чтобы развенчать этот миф, сошлюсь
хотя бы на Меморис Домини - такая община есть и в Москве. Когда община
проводит свои встречи где-нибудь в загородном пансионате, найти это место
легко по звону гитары и взрывам хохота. Возможно, вы скажете, что это все же
не монастырь, а община движения Комунионе е Либерационе. Но однажды моего
отца, судью международной категории по настольному теннису, пригласили
судить матч между монахами двух монастырей. Сначала он был в растерянности.
Выросший в православной среде, он никак не мог понять, как же монахи смогут
играть в рясах. Когда он вернулся в Москву, то рассказал, что оделись они
все же в шорты, да и в остальном были вполне обычными игроками. "Только
ругались немного меньше," - задумчиво добавил он. Видела я монахов танцующих
и рассказывающих анекдоты, озорников и трепачей. Монахиня конгрегации
Дочерей Церкви (весьма, кстати, преклонного возраста) как-то попросила меня
подержать ее вуаль, пока она поиграет в выбивалы. В этой вуали я и
сфотографировалась.
Что же касается
исступленной молитвенности, то с ней я, пожалуй, вообще не встречалась.
Однажды, в свое первое посещение монастыря, я загорелась идеей принять
участие во всенощном бдении и обратилась к настоятельнице с вопросом, когда
оно состоится. Та ответила: "Послушай, дадим Иисусу хотя бы ночью отдохнуть
от наших просьб, Он ведь тоже человек!". Это, однако, не значит, что молитва
потеряла свое значение для монашествующих - нет, конечно, просто она сегодня
является одним из элементов монашеской жизни, причем зачастую очень
впечатляющим.
Многие, вероятно, знают
великолепное Лаго Маджори - на мой взгляд, одно из самых красивых мест
Италии. На его берегу, в Паланце, мне довелось случайно присутствовать на
ночной молитве в монастыре братьев марианцев. Представьте себе: ночь, черные
громады гор, в озере отражаются луна и звезды, воздух пьянит ароматом
цветущего олеандра. И вереница монахов со свечами в руках совершают Крестный
путь. Дрожащее пламя освещает сосредоточенные лица, и горное эхо
подхватывает и уносит вдаль прекрасные распевы… Это не было публичное шоу -
мы, трое случайных свидетелей, просто вышли на прогулку перед сном и забрели
к ограде монастыря. Это великолепное зрелище было предназначено только для
Бога.
Кстати, в Паланце я была
на встрече монашеской общины святых апостолов Петра и Павла - совершенно
удивительной общины, объединяющей людей, считающих, что свидетельствовать о
Боге нужно не из алтаря или из-за стен монастыря, а живя и работая бок о бок
с мирянами, ничем не отличаясь от них ни внешне, ни образом жизни.
Священники и дьяконы этой общины, равно как и рядовые ее члены, - рабочие на
заводах, рядовые служащие, учителя и инженеры. Они живут на заработанные
своим трудом средства в обычных квартирах и ходят в ближайшие магазины. Они
такие же, как их коллеги и соседи. Понятно, что такая община не может быть
слишком многочисленной, но зато каждый ее член - как глоток родниковой воды,
горного воздуха, как искра божественного света.
А из Паланцы я поехала в
центр Коттоленго. Есть такое место в Турине, где лечатся и живут дети -
инвалиды. Центр этот основан уроженцем Турина святым Коттоленго. Существует
и конгрегация его имени, в которую входят женщины и мужчины - сестры,
братья, священники, - посвятившие свою жизнь таким детям. И если для "петропавловцев"
стены монастыря раздвинулись до границ мира, то для последователей
Коттоленго они вобрали в себя огромный, один из самых больших в Европе,
больничный комплекс. Да, особая форма у коттоленговцев есть, а вот что
касается исступленной молитвы… Я тоже занималась с инвалидами и могу сказать
на собственном опыте: при такой работе молитва - не тяжкая обязанность, а
счастливая возможность.
Распространено мнение,
что монахинями становятся некрасивые или закомплексованные девушки, не
надеющиеся на замужество и счастливую жизнь. Они становятся "невестами
Христовыми" потому, что им не дано стать чьей-либо женой. Сходные мотивы, по
расхожему мнению, приводят в монастырь и юношей. Ох, как часто это далеко от
правды! Святая Тереза Авильская была окружена пылкими поклонниками (если,
конечно, можно так сказать о монахине, запертой в монастыре) вплоть до
старости!
Считается, что к
монашеской жизни человека призывает сам Господь, из этого становится ясным
размышление моего духовника. Как-то мы обсуждали вопрос о том, как должна
выглядеть женщина, посвятившая себя Богу, и он сказал: "Понимаешь, она
должна быть красивой, элегантной, привлекательной, такой, глядя на которую
люди думали бы: "А у Бога есть вкус!" и слегка бы Ему завидовали -
завидовали тому, что такая женщина выбрала Его, а не их." Я не берусь
утверждать, что такой взгляд широко распространен, но он мне очень нравится.
И все-таки, что же тогда
приводит людей в монастырь? Я надеюсь, что, продолжив знакомство с ними в
следующем номере, мы приблизимся к ответу на этот вопрос.
|