К навигации по сайту
Навигация
по сайту:
|
МИРЯНЕ В ЕВАНГЕЛИИ
Если
исходить из подсознательно всем понятных дефиниций “мирянин” и “священник”,
надо будет признать, что Евангелия - книги о мирянах. В ветхозаветном
понимании священниками не являются ни Иисус, ни апостолы, ни подавляющее
большинство уверовавших в Него. А в новозаветном понимании священников еще
просто не существует: само установление священства происходит на Тайной
Вечере, т.е. практически на последних страницах Евангелий, а апостолы
получают его в момент сошествия Святого Духа, т.е.
вообще за пределами этих книг.
Правда, в то же время можно сказать, что Евангелия - это
книги о священстве, но священстве царственном, к которому относятся все,
уверовавшие в Него. Подобная интерпретация возможна, но для прояснения
сущности и функций мирян не столь уж перспективна.
Мне представляется более оправданным подход, основанный
не только на текстах Евангелий, но и на церковной традиции, согласно которой
служащее, иерархическое священство базируется, имеет своим источником
Двенадцать. Но тогда и миряне должны на ком-то базироваться, кого-то иметь
своим источником. Т.е., если можно условно назвать апостолов в рамках
Евангелий “протосвященниками”, то должны быть и те, кого можно назвать “протомирянами”.
Если согласно современным документам Церкви, миряне - это
все крещенные, то очевидно, что подобный критерий не применим в Евангелии. И
не только потому, что практически ни о ком, кроме самого Иисуса, не
говорится в связи с крещением, но и потому, что сам смысл ветхозаветного
крещения несколько иной. Так, в Ис. 44, 3 говорится: “ ибо Я изолью воды
на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на
племя твое и благословение
Мое на потомков твоих”. А в Иоиль 2, 28-29: “И будет после
того, излию от Духа Моего на
всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим
будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения”. Во всех этих
фрагментах речь идет о крещении Святым Духом, инициатива этого крещения
полностью принадлежит Господу. У Иоанна Крестителя мы встречаем “крещение
покаяния для прощения грехов” (Лк. 3, 3 и Мк. 1, 4). Это крещение было
водою, в отличии от ожидаемого Иоанном Иисусова крещения Духом Святым и
огнем (Лк. 3, 16; Мт. 3, 11), и в значительной степени сближалось по смыслу
с исповедью (отпущением грехов), не ведя к изменению статуса человека. Таким
образом, выделить в Евангелии мирян по признаку “крещенный” не
представляется возможным.
Тогда миряне - это все, уверовавшие во Христа. В тексте
мы определяем это как по прямому указанию, так и по использованию обращения
“Господи”. Третий признак - содержательный: содействие Иисусу в
осуществлении Его миссии.
Надо отметить, что представительство в Евагелиях
различных групп осуществляется следующим образом: даны несколько персонажей
и указано, что таких много: двенадцать апостолов и ученики, Иосиф из
Аримафеи и Никодим - и многие начальствующие, уверовавшие в тайне и т.п.
Однако, поскольку в документах Церкви утверждается, что
не все ученики Христа, а именно Двенадцать - основание иерархической Церкви,
то я исключу из своего рассмотрения апостолов, сохранив учеников. Несколько
сложна ситуация с Иудой - с одной стороны, он апостол и,
следовательно, находится вне рамок нашего анализа, с другой - он не
присутствовал в горнице в день Пятидесятницы и тем самым не входит в
основание иерархического священства. И хотя признак “мирянства” - уверование
- нигде в Евангелиях по отношению к Иуде не отмечен, рассматривать его
предательство как знак отсутствия веры нельзя - вера отнюдь не гарантирует
верности (вспомним, хотя бы, апостола Петра). Но поскольку вопрос спорный, я
особо останавливаться на этом персонаже не стану. Не буду я говорить также о
Деве Марии - в силу ее особой роли в Церкви.
Рассмотрим сначала обстоятельства встречи людей с
Иисусом. Сразу привлекают внимание исцеленные.
Некоторых Иисус исцелял по собственному почину. Несколько
особняком стоят исцеленный при купальне ( Ин. 5, 5-15) и
слепорожденный
(Ин. 9, 1-38). Первый называет Иисуса
Господом, т.е. верит в Него, но не знает Его имени и не просит об исцелении.
Второй тоже не просит об исцелении, но знает, что исцелившего зовут Иисус,
считает Его пророком, называет Господом, верит, что Он от Бога, но не знает,
что Иисус - Сын Божий. И та, и другая ситуация знакомы нам в реальности -
незнание Бога по имени и неумение
обратиться к Нему за помощью
характерно для многих учений; ну, а неполнота знаний о Боге вообще
свойственна в той или иной степени всем.
Еще более интересен случай с Гадаринским бесноватым
(Мт. 8, 28-34; Мк. 5, 1-20; Лк. 8, 26-39). Бес, вселившийся в него, знает,
что Иисус - Сын Божий. О том, что Иисус - Сын Божий, знает и бес другого
одержимого (Мк. 1, 24 и Лк. 4, 34).
Еще ряд исцеленных были приведены к Иисусу родственниками
и друзьями, т.е. в истоке была не их личная вера. Конечно, здесь нужно
говорить об уверовании тех, кто воззвал к Иисусу, а не тех, кого Он исцелил.
Остальные исцеленные сами обращались к Иисусу, и Тот давал им по вере их.
Таким образом, мы видим все три варианта встречи с
Господом - по Его желанию, по настоянию близких и по собственной инициативе.
Но это, так сказать, пласт физического интереса к Иисусу,
связанный с болезнью. Теперь посмотрим на тех, кого Господь заинтересовал
как личность. Среди них - ищущие, задающие вопросы – книжник, Никодим,
Пилат и “некие”. Правда, что касается Понтия Пилата, то он не сам пришел
к Иисусу, но стремление понять он демонстрирует вполне отчетливо.
Некоторым людям (кроме апостолов) Иисус предлагает
последовать за Ним. Еще один вариант встречи - присутствие при каком-либо
чуде. Это пастухи свиней, видевшие исцеление гадаринского бесноватого (Мт.
8. 28-34; Мк. 5, 1-20; Лк. 8, 26-39). Здесь же можно рассматривать людей,
знавших Иисуса по слухам или пораженных не столько чудесами, сколько Его
личностью. Это служители (“Услышали
фарисеи такие толки о Нем в народе, и послали фарисеи и первосвященники
служителей - схватить Его... Итак служители возвратились к первосвященникам
и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители
отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек” - Ин.
7, 32-53),
сотник у креста (Мт. 27, 54; Мк. 15, 39; Лк. 23, 47), женщина из
толпы (Лк. 11, 27), один из злодеев, распятых вместе с Иисусом (Лк.
23, 40-43), самарянка (Ин. 4, 7-42), Закхей (Лк.19, 2-10).
Если не отождествлять женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин. 8, 3-11),
с Марией Магдалиной (а это отождествление представляется несколько
натянутым, поскольку о Марии Магдалине известно, что Иисус изгнал из нее 7
бесов, но в сцене с женщиной, взятой в прелюбодеянии, ничего подобного нет),
то и ее, видимо, стоит отнести к этой группе.
Некоторые люди пришли к Иисусу при непосредственной
помощи Святого Духа. Это, конечно, Иосиф,
волхвы,
Елисавета,
пастухи,
Симеон и Анна.
Видимо, через своих сыновей пришли к Иисусу Мария, мать Иакова и Иосии,
Саломия, мать Иакова
Младшего и Иуды Фаддея, и жена Клеопы (Мт. 27, 56; 28, 1; Мк. 15. 40-41;
15, 47; 16, 1-8; Лк. 23, 55- 24, 11; Ин. 19, 38-42).
Для целого ряда людей нам неизвестны обстоятельства их
встречи с Иисусом. Мы знаем только об их уже сложившихся отношениях.
Итак, встреча с Иисусом могла состояться по Его воле, по
желанию родных и близких, по причине стремления получить ответы на свои
вопросы, в результате знания о чудесах и учении Христа и по “подсказке”
Святого Духа. Есть масса возможностей, надо только суметь их использовать.
Теперь интересно посмотреть, как эта встреча повлияла на
жизнь тех, кто ее удостоился. О судьбе очень многих мы практически ничего не
знаем.
Особняком стоят человек, больной водянкой, и
слепорожденный. Оба они после исцеления не отреклись от Иисуса.
Гадаринский бесноватый, будучи исцелен, хотел следовать за Иисусом.
Здесь интересно прежде всего запрещение следовать - с одной стороны, и
повеление рассказывать, о том, что сотворил Господь - с другой. Вспомним,
что в большинстве случаев Иисус запрещает рассказывать.
Некоторые из тех, кому было велено не рассказывать о
происшедшем с ними, возглашали свершившееся - прокаженный и двое слепых.
Один из 10 прокаженных - самарянин - вернулся поблагодарить Иисуса.
Вартимей последовал за Ним. Сюда же мы должны отнести
Марию Магдалину (“Мария,
называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов” - Лк. 8, 2) - она не
только последовала за Иисусом и служила Ему, она стояла у креста,
участвовала в погребении Христа, а на следующий день рано утром пришла ко
гробу с благовониями. И именно ей первой явился воскресший Иисус. Женщины,
пришедшие к Иисусу через своих сыновей, тоже следуют за Ним и служат Ему.
Некоторые из них стоят у Его креста, приносят благовония к Его гробу.
К какой-то из групп исцеленных относится и Симон
прокаженный, в доме которого останавливается Иисус (“Когда же Иисус
был в Вифании, в доме Симона прокаженного...” - Мт. 26,6; Мк. 14,3). И
пусть он не последовал за Христом, но он постарался как смог облегчить Ему
Его земной путь. Видимо, путь вопросов привел к Иисусу и Иосифа из
Аримафеи. Он и Никодим, хотя и не последовали за Христом,
старались что-то сделать для Него - по крайней мере, после Его смерти (“После
сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, -
просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял
тело Иисуса. Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, -
и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса
и обвили его пеленами с благовониями,
как обыкновенно погребают Иудеи.
- Мт. 27, 57; Мк. 15, 43-46; Лк. 23,
50-53; Ин. 10). Есть также те, о чьей первой встрече с Иисусом Евангелия не
сообщают, но чье участие в Его жизни и стремление помочь Ему в Его земной
жизни очевидно. Это человек, предоставивший Иисусу горницу для
празднования пасхи и человек, несший кувшин и показавший дорогу
апостолам (Мт. 26, 18; Мк. 14, 13-15; Лк. 22, 10-12), некто, привязавший
осла, на котором Иисус въехал в Иерусалим (Мт. 21, 2-3; Мк. 11, 2-6; Лк.
19, 30-34), Иоанна и Сусанна, служившие Иисусу во время Его
странствий (“После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и
благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины,
которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною,
из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и
Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим” - Лк. 8,
1-3). Особое место занимают Лазарь и его сестры - Мария и
Марфа. Лазарь лучше всего известен по рассказу о его воскрешении (Ин.
11, 1-44) и о вечере за 6 дней до пасхи (Ин. 12, 1-8). За Иисусом он не
следовал, Его учеником не назван, да и сам не обращается к Нему с
какими-либо словами. Марфа упоминается в рассказе о воскрешении Лазаря. Она
же готовит ужин Иисусу (Лк. 10, 37-42). За Иисусом она тоже не следовала,
она просто Его кормила. Ее сестра Мария присутствует во всех трех рассказах.
Ее часто отождествляют с Марией Магдалиной, однако я, честно говоря, не
понимаю, на каком основании. Равно как и неясно, почему делается вывод, что
она (или они) была великая грешница - ведь изгнание бесов совсем не
обязательно означает греховность в прелюбодеянии.
Для Закхея встреча с Иисусом стала началом новой
жизни. Сюда же можно отнести и женщину, омывшую ноги Христу в доме
Симона фарисея (Лк. 7, 37-50). Об обстоятельствах их первой встречи нам
ничего неизвестно (а может быть, эта встреча и была первой, возможно,
женщины пришла к Иисусу просто услышав рассказы о Нем). Но омывает она ноги
Христа в Галилее в 28 году и никак не может быть женщиной, взятой в
прелюбодеянии в Иерусалиме в 29 году.
Некоторым из тех, кто пришел к Иисусу с вопросами, Он
велел следовать за собой - и неизвестно, повиновались ли они. Некоторые
хотели следовать сами - и неизвестно, разрешил ли им Иисус.
Среди тех, кого привело к Иисусу личное впечатление или
свидетельства, отметим пастухов свиней, ставших свидетелями исцеления
бесноватого - они попросили Христа отойти из их пределов.
Судьба почти всех людей, чья встреча с Иисусом состоялась
благодаря вмешательству Святого Духа, тоже неизвестна. Только для Иосифа
и Симеона она имела реальные и значимые последствия (во всяком
случае, насколько мы можем судить).
Отдельную группу составляют те, в чьем доме Иисус
проводил публичные беседы. Это Симон фарисей (Лк. 7, 36-50), еще
один фарисей (“Когда
Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он
пришел и возлег” - Лк.
11, 37-53), начальник
фарисейский
(“Случилось
Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба,
и они наблюдали за Ним” - Лк. 14, 1-14). Почему они приглашали Христа и
имели ли эти встречи какие-либо последствия для хозяев - неясно.
Есть еще два человека, о которых вообще трудно что-либо
сказать. Это некий нагой юноша, последовавший за арестованным Иисусом
(“Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и
воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них” - Мк.
14, 51-52). Непонятно, ни что он делал в саду, ни почему он был нагой, ни
зачем пошел за Иисусом... Второй - некто, изгоняющий бесов именем Иисуса
(“При сем Иоанн сказал:
Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит
за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не
запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре
злословить Меня” - Мк. 9, 38-40; Лк. 9, 49-50). Что привело его к вере -
неизвестно, но что он уверовал - ясно, т.к. иначе он не смог бы изгонять
бесов.
Все эти реакции на встречу с Богом нам хорошо знакомы:
для некоторых она не имеет никаких последствий, некоторые просят поскорее
покинуть их. Одни тут же нарушают Божью волю, другие все-таки догадываются
возблагодарить. Для некоторых кажется достаточным участие в дискуссиях, а
для некоторых - не отречься под нажимом начальствующих. И все же есть те,
для кого встреча с Иисусом становится поворотным пунктом в судьбе. Они могут
оставить все и последовать за Ним. Но возможен и иной путь - остаться на
месте, но помогать Ему всем, чем возможно. Какой путь лучше? Может быть,
стоит поискать ответ на этот вопрос не в отношении уверовавших к Иисусу, а в
отношении Иисуса к уверовавшим. Но оно проявляется отчетливо очень редко.
Прежде всего, Он вообще почти не обращается, не называет
тех, с кем говорит. По имени Он зовет Петра (Лк. 22, 31; 22, 34; Ин.
1, 42; 21, 15-17), Симона фарисея (Лк. 7, 40), Закхея (Лк. 19, 5), Иуду (Лк.
22, 48), Марию Магдалину (Ин. 20, 16), Марфу, Марию и Лазаря - здесь
представлены почти все группы уверовавших, кроме исцеленных. Последних Он
называет дщерь или женщина. Так же Он обращается к женщине,
взятой в прелюбодеянии (Ин. 8, 10). Мать Марию Он зовет Жено, а Марию
Магдалину - жена (“Иисус
говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник,
говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я
возьму Его” - Ин. 20, 15). Интересно, что здесь есть только обращения к
женщинам, мужчин Он вообще никак не называет.
Только к ученикам Иисус обращается маловерные (Мт.
8, 26; 14, 31; 16, 8). Их же Он называет Мои ученики (Ин. 13, 35).
Обращение друг, друзья Иисус использует по
отношению к предателю Иуде (Мт. 26, 50), любимому Лазарю (Ин. 11, 11) и
маловерным ученикам.
Прямое описание душевного состояния Иисуса встречается
еще реже - иногда Он строг к исцеленным (Мт. 9, 30; Мк. 1, 43).
Наиболее эмоционально выражено Его отношение к смерти Лазаря - Он
воскорбел духом и возмутился (Ин. 11, 34), прослезился (Ин. 11,
35) и внутренне скорбел (Ин. 11, 38). Любит Иисус Своего
ученика Иоанна, Лазаря, Марию, Марфу и богатого юношу, стремящегося обрести
жизнь вечную (“Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного
тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь
иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест” -
Мк. 10, 21). О последнем, кстати, мы даже не можем утверждать, что он
уверовал.
Эти наблюдения очень трудно интерпретировать без опасения
подойти к ним с чисто человеческой меркой. Поэтому я не буду пробовать это
сделать. Мне кажется достаточным то, что миряне вполне могут быть друзьями
Иисуса, любимыми Им, быть для Него личностями. Ничуть не меньше, чем
апостолы.
Подведем краткие итоги. Мы можем встретиться с Иисусом
при любых обстоятельствах - в болезни, в грехе, в любознательности, будучи
рядом со своими близкими, и просто случайно. К Нему нас могут привести
разные пути - чудо, разумные доводы, откровение Святого Духа, любовь к
близким, эмоциональное воздействие личности - Его или уверовавшего раньше
нас. Мы можем по-разному отреагировать на эту встречу - посвятить Ему свою
жизнь - как Богоматерь и Иосиф, последовать за Ним - как апостолы, Вартимей,
Иоанна, и Сусанна, склониться перед Ним в благоговении и вернуться к обычной
жизни - как волхвы, Анна и исцеленный самарянин, коренным образом изменить
свою жизнь - как Вартимей и Мария Магдалина, вести обычную жизнь, но
стремиться помочь Ему по мере своих сил - как Мария, Марфа, Лазарь, Никодим,
Иосиф из Аримафеи, возглашать Его имя - как некоторые из исцеленных и
изгоняющий бесов, испугаться - как пастухи свиней, получить помощь, прощение
грехов и забыть - как 9 из 10 исцеленных прокаженных. Но практически в любом
случае (может быть, кроме двух последних) у нас есть возможность стать Его
ближними. Главное - суметь ею воспользоваться.
И лишь одно замечание напоследок. Никого из мирян Иисусу
не пришлось звать за Собой и привлекать к Себе. Они пошли (если пошли) сами.
|