К навигации по сайту
Навигация
по сайту:
|
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
И вновь в Думе говорят о
религии – на этот раз об установлении уголовной ответственности за
“оскорбление чувств и убеждений граждан в связи с их отношением к религии”.
И по этому поводу возникает несколько вопросов. Основной из них – что такое
“оскорбление”. Вопрос это не праздный, поскольку смысл именно этого понятия
предстоит определять суду.
Слово “оскорбление” – однокоренное со словом “скорбь”.
Оскорбить – значит заставить кого-то скорбеть. Именно скорбеть, а не
гневаться, возмущаться, бить окна. И это первое замечание.
Второе: оскорбление может быть нанесено сознательно,
целенаправленно. При этом не важно, оскорбился кто-нибудь или нет. А можно
подходить с противоположной стороны - не важно, каков был замысел, важен
результат – кто-то оскорбился. И если первый вариант еще как-то может быть
учтен, то второй… Есть люди (и их немало), которых оскорбляют планы введения
школьного предмета “Основы православной культуры”, деления вероисповеданий
на традиционные и прочие, празднование религиозных праздников одной группы
населения как государственных и т. п. Кого судить будем?
Известно, что поводом к обсуждению установления уголовной
ответственности за оскорбление религиозных (и антирелигиозных, заметим пока
в скобках) чувств послужила выставка “Осторожно, религия!”. Поскольку под
оскорблением религиозных чувств понимается также оскорбление религиозных
символов, каковыми являются в том числе иконы, то эта выставка, видимо,
обязательно подпадет под определение “оскорбление”.
Но вот последнее время еще одна выставка стала объектом бурных эмоций. 3
апреля “Айдан -Галерея” выставила очередную серию работ фотохудожника Рауфа
Мамедова “Игры на подоконниках”. Мамедов привлек к себе внимание еще в 1998
г., когда та же галерея выставила его “Тайную вечерю”, и в 2000 г. сериями
“Исход № 1” и “ШизоАдам”. Шокирующим элементом является то, что моделями для
фоторабот становятся люди, больные шизофренией, и дауны.
То, что работы шокируют, - бесспорно. Но важно то, что
наступает после шока. На сайте дьякона Кураева, например, развернулась
бурная дискуссия, в которой звучали и призывы к расправе над Мамедовым
(другой участник высказал мнение, что подобные действия в отношении
богохульников следует легитимизировать), и призывы сменить за бездействие
мэра. Православные братья и сестры (слава Богу, не все) возмутились, а
некоторые даже оскорбились. Но вот вопрос: что же их оскорбило?
Поскольку подавляющее большинство участников саму
выставку не видело, оскорбительной показалась сама идея изображения больных
людей в роли Адама, Евы, Христа, апостолов и Богоматери.
Бытует мнение, что рождение больного ребенка – это
наказание за грехи, но болезнь – не следствие греха, об этом говорит сам
Иисус по поводу слепорожденного: “не согрешил ни он, ни родители его” (Ин.
9.3). А если так, то чем эти люди хуже остальных?
А может быть, именно в этих людях становится очевидной
наша собственная болезнь? Ибо все мы больны – душой в следствие первородного
греха. Да и с умственным развитием у человечества не все в порядке, иначе
оно бы все же выучило за 2000 лет Христовы заповеди.
То, что в любом человеке есть все – и святое, и грешное,
и больное, и здоровое, - можно “прочитать” и в самих работах Р. Мамедова – в
ролях Иисуса, Иуды и Пилата снят один и тот же человек. И разве же это не
так? Разве не любой из нас в каких-то ситуациях может быть и предателем, и
судьей, и святым?
Но дадим слово атеисту (по самоопределению): “Я очень
сомневаюсь, что хоть кто-нибудь из нормальных, вменяемых людей будет
воспринимать эти изображения буквально – дескать, автор предполагает, что
именно так выглядели Иисус и апостолы. По-моему, в самой идее использовать
людей со столь явными изменениями во внешности для такого рода инсценировок
есть что-то очень трогательное и детское. Насколько я понимаю, Евангелия
учат добру, только добру, всепрощению, и любви каждого к каждому. Больные
синдромом Дауна – тоже люди, если следовать постулатам вашей (православной)
веры, они ближе к Богу, чем “нормальные”. Что же такого, если они будут
изображать Христа и апостолов? Вот разрубание икон топором, что имело место
на какой-то из выставок, - это действительно святотатство. Но больные люди,
большие дети, искренне играющие свои роли, наивные и беззащитные, и
прекрасные в своей наивности и беззащитности…”. И
“сомневающийся”: “что-то трогательное есть в
этих людях, вечные дети, убогие, а значит, “у Бога” они, рядом где-то. И то,
что художник заставляет увидеть в этих больных людях искру Божию, тоже
правильно. И ничего здесь богохульного нет… Люди с синдромом Дауна, которые
были задействованы в прошлой выставке, выглядели настолько одухотворенными,
что это заставляло взглянуть на них как-то по-другому…”. И наконец
православный: “Мне искренне понравились образы. Очень сильно. В какой-то
степени десять таких убогих душевно чище нас десятерых. Хоть режьте меня –
не вижу, в чем там кощунство”. Хорошие, добрые слова говорили и буддисты, и
католики, и протестанты.
Эти длинные цитаты приведены для иллюстрации столь не
модного сегодня предположения, что нравственность не связана напрямую с
вероисповеданием. И совсем не обязательно возрождать православие ради
возрождения нравственности – может быть, скорее наоборот: возрождение
нравственности способно привести людей в храм.
Итак, вернемся к началу. Так судить или нет? Запрещать
или нет? Если исходить из наличия намерения, то Рауф Мамедов не собирался
никого оскорблять. И как запретить что-то, что одни считают оскорбительным,
а другие – глубоко нравственным? Почему последние должны быть лишены
возможности увидеть (услышать, прочитать), то, что их отнюдь не повергает в
скорбь? Может, если кто-то оскорбился, то это его проблемы?
Конечно, вседозволенность тоже не выход. Основным – и,
возможно, единственным – критерием могло бы стать место (или обстоятельство)
нанесения оскорбления. Если это происходит в культовых местах и с
оскорблением культовых предметов – это да, это нехорошо. А вот на
“нейтральной территории” каждый волен видеть мир в соответствии со своими
убеждениями – и показывать его остальным.
Остается еще один вопрос: как быть с атеистами? Как
защитить их права? Что считать их “религиозными символами”? А ведь
оскорбления в адрес людей неверующих стали уже просто хорошим тоном…
|