К навигации по сайту
Навигация
по сайту:
|
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ГОЛОСОВОЙ МОЛИТВЫ
Столь странная тема порождена убежденностью в том, что в
молитве должны принимать участие не только душа, но и тело - храм Святого
Духа. Игнорирование роли тела, к сожалению, весьма распространено и имеет
длительную историю. Попытаемся сместить акценты в разговоре о молитве. При
этом будем касаться прежде всего молитвенных упражнений, а не участия в ходе
богослужений или таинств, а также именно молитв, произносимых вслух, всеми
вместе или в диалоге.
"Месторасположение" души - вопрос спорный, но с точки зрения физиологии она
связана прежде всего с мозгом и сердцем. А следовательно, наибольшее
значение имеют такие функции организма, как дыхание и кровообращение. Вот на
них и сосредоточим свое внимание.
Понятно, что тело не должно мешать молитве, не должно отвлекать от нее
внимание на себя, а это значит, что ему должно быть удобно и комфортно.
Конечно, в истории святости известны случаи глубокого молитвенного
сосредоточения в самых сложных условиях - на голом камне, в мороз и пр. Но
эти строки - для тех, кто еще не достиг таких высот, кто еще только
стремиться к святости. А такому человеку хорошо известно, как трудно
удержать внимание на молитве, если откуда-то дует, если очень хочется есть
или пить и пр.
С точки зрения кровообращения большое значение имеет одежда - она не должна
быть тесной, чтобы не пережимать сосуды, желательно, чтобы она была из
натуральных тканей, чтобы кожа дышала, и соответствовала погоде. Взглянем на
монашеские сутаны - а ведь именно монахам надлежит проводить время в
молитве. Сутаны просторны и удобны. Вопрос не только в том, чтобы ничего не
натирало, не давило, т.е. не вызывало ощущение дискомфорта. Тело, как и
душа, должно быть открыто к молитве, и если что-то с ним и делается, то
нечто, имеющее своей
целью способствовать общению с Богом.
Полностью избежать использования синтетических материалов в одежде на
сегодня, наверное, почти невозможно - чего стоят только женские колготки! Но
по крайней мере верхняя часть, а лучше - весь торс должен дышать свободно.
Еще одно качество одежды - грубое (в меру) волокно. Опять-таки вспомним
монашеские одеяния. Грубое волокно, соприкасаясь с кожей, производит
микромассаж, что также улучшает кровообращение.
Но тело должно не только не мешать, но и помогать в молитве. К
сожалению, наша жизнь зачастую
столь суетна, что приходя, а чаще прибегая, на молитвенные упражнения, нам
просто трудно войти в требуемое состояние. Мы переполнены проблемами и
заботами, когда от нас требуется спокойствие и сосредоточенность. И в этом
может помочь тело. Известно, что состояние души проявляется в определенных
физиологических параметрах, и прежде всего в сердцебиении и дыхании.
Волнуясь, мы часто дышим грудью, а кровь стучит в виски. Успокаиваясь, мы
дышим глубоко и ровно, пульс становится медленным и размеренным. Известно
также, что возможен и обратный путь - сердцебиение и дыхание если не
определяют состояние души, то провоцируют его. Значит, можно управляя
дыханием (это проще, чем управлять сердцебиением), помочь себе войти в
молитвенное состояние. Дыхание можно различать длинное и короткое: длинное
дыхание более свойственно созерцанию - молитвенной медитации, короткое -
эмоциональному диалогу - молитве в интенции. Различают также дыхание верхнее
- грудью, - и нижнее - животом. Дыхание верхнее - эмоционально, нижнее -
спокойно.
Помогает также в молитве правильно выбранная поза. Среди наиболее
распространенных молитвенных поз отметим "стоя", "сидя", "стоя на коленях" и
"сидя на коленях". Поза влияет прежде всего на кровообращение. При позе
"стоя"
кровь отливает от головы и медитация неглубока. К тому же она быстро
вызывает усталость и тем самым не способствует длительной молитве. Позы
"сидя" и "стоя на коленях" в этом смысле предпочтительней - при них
пережимаются сосуды ног и кровоснабжение
мозга улучшается. Позы "сидя" и "сидя
на коленях" влияют также на дыхание - понятно, что сидя нижнее дыхание
затрудняется, доминирует верхнее, а значит, лучше удается сосредоточиться на
молитве-интенции, чем на медитации. Поза "стоя на коленях" (как и "стоя")
дает большую возможность использовать нижнее дыхание, а также комбинировать
типы дыхания. Не случайно именно коленопреклонение является основной
молитвенной позой.
Вышеизложенного, наверное, достаточно, для того, чтобы правильно подготовить
свое тело к молитве в зависимости от ее типа и содержания. Перейдем к
вопросу о диалоговых молитвах. "Единодушная молитва" может пониматься и как
"единовдошная", т.е. ритм дыхания в молитве должен быть одним у всех
участников. Смысл этого понятен из предыдущего абзаца - единый вдох во
многом предопределяет и единый дух в смысле настроенности. Общее правило
дыхания в диалоговой молитве - в то время, как один голос говорит на выдохе,
второй делает вдох и наоборот. Вдох должен длиться почти весь выдох
"партнера" и заканчиваться за один слог до конца произносимой им строки. Это
последний слог уходит на задержку дыхания. Приведем в пример литанию. Здесь
долгий вдох завершается резким и коротким выдохом: "Мария, царица апостолов
(вдох) - молись о нас (выдох)". Это молитва, так сказать, "тонизирующая".
Чтение розария значительно более уравновешено - длинный вдох переходит в
столь же длинный выдох. Такая молитва способствует медитации, углубленному
размышлению, в данном случае - над тайнами розария. В диалоговой молитве
большое значение имеет ритм, который задается, как правило, читающим первые
строки - чаще всего, это священник или монахиня, хотя в последнее время
молитвенные упражнения проводят и миряне. Этого ритма необходимо
придерживаться, поскольку ведущий духовные упражнения знает, к какой цели
стремится и имеет некий план ее достижения. Если он задает быстрый ритм,
значит, в его план входит эмоциональное сопереживание, если медленный -
значит, предстоит вникнуть в смысл произносимых строк.
Теперь можно перейти к более сложной теме - как правильно подготовить
молитвенные упражнения. Необходимо учитывать, что у молитвенных упражнений
должна быть четко осознаваемая цель - размышление, вознесение благодарений,
прошение и т.д. В зависимости от этой цели следует подбирать молитвы, а
затем и определять их ритм, позу и пр. Два момента являются более или менее
стандартными - в начале имеет смысл ставить молитву, приводящую в состояние
покоя, поскольку люди должны выйти из ситуации города с его суматохой, а в
конце стоит провести молитву более энергичную, типа литании, в плане
подготовки человека к переходу в "рабочий" ритм. Нужно также учесть, что
слишком долгое напряженное эмоционально состояние утомляет, и человек или
подсознательно стремиться сбросить напряжение, или перевозбуждается. Слишком
длительное созерцание может плавно перейти в "сон на религиозную тему".
Поэтому при проведении реколлекций или длительных молитвенных упражнений
следует высчитать архитектонику молитвы, чередуя и типы молитвенных
состояний, и позы, и типы дыхания. Опыт подсказывает, что медитация дольше
40 мин. многим дается с трудом. Чтение больше одного круга розария подряд -
тоже. Очень хорошо вводить в упражнения псалмы - они требуют некоего
усредненного дыхания и могут служить переходным моментом от одного типа
молитвы к другому. Но если вам поручено самим подготовить программу
упражнений, обязательно заранее сами прочтите все подготовленные тексты
вслух, обращая внимание не только на их содержание, но и на свое физическое
и эмоциональное состояние и на свои ощущения.
В молитве все должно быть обращено к Богу, весь человек в едином порыве.
Может быть, кому-то покажется, что здесь игнорируется роль искреннего
чувства, что такой подход чрезмерно рационален и физиологичен, но это - не о
спонтанной молитве, рождающейся из глубины мгновения, а о заранее
запланированных упражнениях. А эмоции редко возникают по расписанию. Не
касаемся мы также содержания самой молитвы - это уже, действительно, "из
другой оперы". Но молиться надо не только хотеть, но и уметь - уметь,
учитывая всю совокупность факторов.
|