К навигации по сайту
Навигация
по сайту:
|
ТАЙНЫ РОЖДЕСТВА
Ночь - удивительное время в Библии. Это
не время искушения (Иисуса дьявол искушал днем - Мт. 4), не время бесов
(почти все сцены, связанные с ними, происходят тоже днем - Мт. 8; 9; 12, 17;
Мк. 1), не время страданий (днем собирались побить камнями блудницу - Ин. 8,
и Христа распяли днем). Это время откровений (во сне Иаков видит лестницу -
Быт. 28, а затем борется с кем-то - Быт. 32, ветхозаветный Иосиф толкует
пророческие сны - Быт 37; 40-41, а новозаветный Иосиф узнает о том, что
Мария родит Сына Божьего - Мт.1, и что пора возвращаться из Египта - Мт. 2,
а жена Ирода - что Иисус - Праведник - Мт. 27), время возрождения утраченных
связей (ночью Иисус воскресает и сходит во ад, ночью Он усмиряет волны - Мт.
8, ходит по воде - Мт. 14, ночами беседует с друзьями - Ин.3). Ночью
свершаются высшие замыслы: рождается Иисус, а затем празднует пасху с
учениками. Оба эти события связывают Ветхий и Новый заветы - рождение
Богочеловека знаменует сам переход к Новому завету, а празднование иудейской
пасхи наполняется новым смыслом.
В этом же ряду находится и еще
одна ночь - ночь поклонения волхвов - Мт. 2. Этот сюжет - один из немногих в
Евангелии, носящий совершенно ирреальный характер. Кто такие эти волхвы, они
же мудрецы, они же цари? С какого востока они пришли? Почему они решили
поклониться царю Иудейскому, будучи сами царями, а затем, признав Его, вновь
ушли? Казалось бы, они должны были остаться рядом с Тем, правда о ком была
им открыта. И еще. Волхвы - не только мудрецы, но и пророки, об этом
свидетельствуют их дары. Само их именование вызывает ассоциацию с
Мелхиседеком - Быт. 14, царем Салимским и священником Бога Всевышнего, также
обладающим пророческим даром, также непонятно откуда появляющимся на
страницах Библии и также непонятно куда исчезающим, хотя явно имеющим
большое значение - "Ты священник вовек по чину Мелхиседека". Но сегодня мы
говорим не о Мелхиседеке, а о Каспаре, Мелхиоре и Бальтазаре.
Следующий вопрос - когда они
пришли. Иисус уже родился, причем за некоторое время до их прихода (как
минимум за то, которое требуется, чтобы дойти с "востока" до Иерусалима, а
потом - до того места, куда привела их звезда) и, видимо, немалое. Последнее
предположение обосновано еще и тем, что Ирод повелел убить младенцев до 2-х
лет, выведав у волхвов время рождения Иисуса. Но новорожденного не спутаешь
с 2-хлетним ребенком, а вот годовалого - возможно. А если Иисусу было около
года, то почему Святое Семейство все еще находилось в Вифлееме? Впрочем,
последнее совсем не факт: да, Ирод послал волхвов в Вифлеем, но они-то пошли
за звездой, которая остановилась над местом, где был Младенец
- в Евангелии не сказано, что это место было в Вифлееме. Вот Ирод убил
младенцев в Вифлееме, но был ли там Иисус - вряд ли.
Следующий вопрос связан не с текстом
Евангелия, а с церковной практикой. Почему в ночь Епифании мы рисуем мелом
крест на двери? Самим празднуемым событием это с очевидностью не
детерминировано. Возможная ассоциация - с десятой казнью египетской, перед
которой израильтяне должны были взять агнца без порока, хранить его
до четырнадцатого дня, затем заколоть, кровью помазать двери, а мясо,
испеченное на огне, съесть, будучи готовыми к походу - это Пасха Господня -
Исх. 12. Параллели очевидны: Епифания - на четырнадцатый день после
Рождества; Иисус - Агнец Божий; интерпретация испеченного мяса как Хлеба
Жизни (печеного) тоже возможна. Тогда Епифания - реминисценция иудейской
пасхи. Только двери мы мажем не кровью, а мелом (мукой?). Это еще не то
изменение смысла пасхи, которое произойдет в конце земной жизни Христа, но
его начало. Готовность к походу во время пасхи и последующий исход из Египта
имеет обратную параллель с бегством Святого Семейства в Египет.
Если уж говорить о параллелях с Ветхим
заветом, то воспоминание о ветхозаветной Троице кажется вполне уместным.
Изложим кратко связанные с ней события - Быт. 17-19. Бог назвал Аврама
Авраамом, а Сару - Саррой; Он заключил с Авраамом завет; последовало
обрезание; Господь явился Аврааму вместе с двумя мужами в Мамре и
пророчествовал о рождении сына; они вчетвером (вместе с Авраамом) пошли в
Содом, где Авраам заступился за город: два мужа (ангела), бывших с Господом,
пришли в Содом и спасли Лота и его семью; Господь пролил на Содом и Гоморру
серу и огонь. Здесь параллели не так очевидны, но они есть. Во-первых, ангел
во сне говорит Иосифу, чтобы он назвал Сына Марии Иисус, чтобы сбылось
пророчество - "се Дева во чреве примет и родит Сына и нарекут имя Ему:
Еммануил". Это тоже смена имени - Младенец из пророчества - Еммануил,
Младенец к моменту обрезания назван уже Иисус. Затем являются трое волхвов и
пророчествуют о смерти. Спаситель Иисус и Страшный Суд тоже
вписываются в схему. А если рискнуть сравнить заступничество Авраама с ролью
заступницы Девы Марии, то параллелизм будет весьма значимым. Его
интерпретация - дело очень тонкое и сложное, но пока остановимся только на
одном моменте: три волхва с востока (оттуда, где восходит Солнце) - это
Троица. И вся история Епифании имеет чисто мистический смысл связи с Ветхим
заветом - в ней мы имеем последовательность книг Бытие и Исход.
Я сознательно не рассматриваю все следствия
этого предположения. Если оно верно, то каждый сам найдет свою дорогу в их
многообразии, как это всегда бывает с мистическими откровениями.
Отмечу только еще одно: устойчивость легенды
о четвертом волхве. Она встречается у многих народов и во многих
произведениях. Возможно, здравый смысл народа противился такой
интерпретации, поскольку с неизбежностью вставал вопрос: если волхвы - это
Троица, то кто лежал в колыбели? Был ли действительно родившийся сначала
простым ребенком, лишь затем (возможно, после посещения волхвов) ставшим
Богочеловеком? Или же мы имеем здесь откровение о сути Воплощения?
Откровение настолько глубокое, что на его понимание может потребоваться
жизнь.
ТЕЛ. 259 84 85
|