К навигации по сайту
Навигация
по сайту:
|
БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ В БИБЛИИ
На первый
взгляд бедность и богатство кажутся в концепции Библии радикально
противоположными, причем богатство - отнюдь не благо: всем памятны выражения
"Легче верблюду пройти в игольное ушко…", "Раздай свое богатство и следуй за
Мной…" и т.п.
Однако так ли однозначна
позиция Св. Писания?
1.
Богатство как благо
Богатыми были многие
персонажи истории Израиля: Давид, Иосафат, Езекия: "И было у Езекии
богатства и славы весьма много; и хранилище он сделал у себя для серебра и
золота и камней драгоценных, и для ароматов и щитов, и для всяких
драгоценных сосудов, и кладовые для произведений земли, для хлеба, вина и
масла, и стойла для всякого рода скота, и дворы для стад. И города построил
себе. И стад мелкого и крупного скота было у него множество; потому что дал
ему Бог весьма большое имущество" (2 Пар. 32, 27-30).
Богатство было знаком
знатности и благоволения Бога к тем, кого Он любит: Авраама: "И был Аврам
очень богат скотом, и серебром, и золотом" (Быт. 13, 2), Исаака: "И
сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во 100 крат: так
благословил его Господь. И стал великим человек сей, и возвеличивался больше
и больше до того, что стал весьма великим. У него были стада мелкого м стада
крупного скота и множество пахотных полей" (Быт. 26, 12-14), Иакова: "И
сделался этот человек весьма богатым, и было у него множество мелкого скота,
и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов" (Быт.30, 43).
И это богатство -
результат не только человеческой деятельности, но и благословения Бога, как
говорится, например, об Иосифе: "От Бога отца твоего, который и да
поможет тебе, и от Всемогущего, который и да благословит тебя
благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу,
благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые
превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных. Да будут они
на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими" (Быт. 49,
25-26). У Иуды сына Иакова "блестящи очи от вина и белы зубы от молока"
(Быт. 49, 12). В земле, которую Яхве обещал Своему народу будет все (Втор.
8, 7-10; 28, 1-12).
Однако это богатство
дается как бы в обмен, не безоговорочно. Человек должен заключить завет с
Богом, вступить с Ним в некие отношения.
2.
Заветы с Богом
Для понимания истории
этих отношений вернемся к первородному греху. Какого, собственно, искушения
не выдержали Адам и Ева? Искушения изобилием. Их отношения с Богом строились
по принципу "запрет - наказание" и одним из наказаний стал труд: "Адаму
же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о
котором Я заповедал тебе, сказав: "не ешь от него", проклята земля за тебя;
со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы
произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего
будешь есть хлеб" (Быт. 3, 17-19).
Тогда богатство Авраама,
Исаака, Иакова, Иосифа и др. - действительно знак любви Божьей.
Но и богатство,
полученное трудом, вполне достойно: "Ленивая рука делает бедным, а рука
прилежных обогащает" (Притч. 10, 4), "Трудолюбивые приобретают
богатство" (Притч. 11, 16), "Кто возделывает землю свою, тот будет
насыщен хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен"
(Притч. 12, 11), "Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми
глаза твои, и будешь досыта есть хлеб" (Притч. 20, 13).
Завет с Ноем носит
несколько иной характер - "дар - благословение": "И устроил Ной
жертвенник Господу… И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь
в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что
помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше
поражать всего живущего, как Я сделал. Впредь во все дни земли сеяние и
жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся. И благословил
Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте
землю. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы
небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские; в ваши руки отданы
они. Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам
все" (Быт. 8, 20 - 9, 17).
Завет с Моисеем имеет
характер "деяние - расплата": "Если вы будете слушать заповеди Мои,
которые заповедую вам сегодня, Любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от
всего сердца вашего и от всей души вашей: то дам земле вашей дождь в свое
время, ранний и поздний,.. и дам траву на поле твоем для скота твоего…
Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились и не стали
служить иным богам и не поклонились им. И тогда воспламенится гнев Господа
на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет
произведений своих" (Втор. 11, 13-17).
Заметим, что если
причиной гнева Господа на человека во времена Ноя послужило его развращение
в так сказать плотском плане - сыны Божии брали в жены дочерей человеческих,
- то ко времени Моисея проблема стала духовной - угроза язычества,
многобожия.
Кажется, несколько
противоречит завету с Моисеем поведение Бога по отношению к Иову: "Был
человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла… Имения
у него было: 7000 мелкого скота, 3000 верблюдов, 500 пар волов и 500 ослиц,
и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов востока"
(Иов 1, 1-3), но "Отвечал сатана Господу и сказал: разве даром
богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него?
Дело рук его Ты благословил… Но простри руку Твою и коснись всего, что у
него, - благословит ли он Тебя?" (Иов 1, 9-11).
Как мы помним, Господь
отнял у Иова все, что у того было, но Иов был смиренен: "Господь дал,
Господь и взял; да будет имя Господне благословенно" (Иов 1, 21). И
"сломался" он даже не на смерти детей, а на здоровье. В какой-то мере это
понятно: и богатство и дети могут быть восстановлены своими силами,
например, трудом, но урон здоровью - это уже необратимый ущерб.
Богатство развращает: об
этом мы говорили в связи с первородным грехом и об этом Бог предупреждает
уже Моисея: "Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и
будешь жить в них; и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и
будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, то смотри, чтобы
не надломилось сердце твое, и не забыл ты Господа Бога твоего" (Втор. 8,
12-14). "они будут есть и насыщаться, и утучнеют, и обратятся к иным
богам, и будут служить им, а Меня отвергнут и нарушат завет Мой. И когда
постигнут их многие бедствия и скорби, тогда песнь сия будет против них
свидетельством, ибо она не выйдет из уст потомства их" (Втор. 31,
20-21).
Так и происходит: "С
мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо" (Притч. 18, 23),
"Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца"
(Притч. 22, 7), "Как клетка, наполненная птицами, домы их полны обмана;
чрез это они и возвысились и разбогатели. Сделались тучны, жирны,
переступили даже всякую меру во зле… благоденствуют и справедливому делу
нищих не дают суда. Неужели Я не накажу за это? Говорит Господь" (Иер.
5, 27-29), "Но Ты отринул народ Твой… потому что они многое переняли от
востока, и чародеи у них,.. и наполнилась земля его серебром и золотом, и
нет числа сокровищам его… и Ты не простишь их" (Ис. 2, 6-9), "Труды
праведного - к жизни, успех нечестивого - ко греху" (Притч. 10, 16) -
делает вывод автор книги Притчей.
Ибо за грехом последует
наказание: "Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к
полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле.
В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты,
большие и красивые - без жителей; 10 участков в винограднике дадут 1 бат, и
хомер посеянного зерна едва принесет ефу. Горе тем, которые с раннего утра
ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином. И цитра и гусли,
тимпан и свирель, и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не
взирают, и о деяниях рук Его не помышляют. За то народ мой пойдет в плен
непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться
жаждою. За то преисподняя расширилась, и без меры раскрыла пасть свою; и
сойдет туда слава их, и богатство их, и шум их, и все, что веселит их" (Ис.
5, 8-14).
И вопрос даже не столько
в наказании, сколько в некоем равновесии. С достаточной долей условности
можно сказать, что каждому человеку дана его мера благополучия (богатства),
которую он может получить либо в этом мире, либо в том. "Горе вам,
богатые! Ибо вы уже получили свое утешение" (Лк. 6, 24). В этом смысле
очень показательна притча о Лазаре: некий человек был богат, а некто Лазарь
был нищим; и умерли оба, и богач, оказавшись в аду, увидел Лазаря на лоне
Авраамовом. Авраам сказал богачу: "чадо! Вспомни, что ты получил уже
доброе свое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты
страдаешь…" Богач попросил послать Лазаря в его дом, чтобы он
свидетельствовал перед его братьями, но Авраам отказался, говоря, что у них
есть Моисей и пророки, но они не слушают их. Богач сказал: "если кто из
мертвых придет к ним, покаются". Тогда Авраам сказал ему: "если Моисея и
пророков не слушают, то, если кто и из мертвых воскрес, не поверят" (Лк.
16, 19-31). Так и вышло.
3.
Иллюзорность богатства
Однако материальное
богатство иллюзорно: "Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о
бедствиях ваших… Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото
ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и
съест плоть вашу как огонь… Вот, плата, удержанная вами у работников…
вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на
земле и наслаждались; напитали сердца ваши как бы на день заклания" (Иак.
5, 1-5), "Знаю твои дела, и скорбь, и нищету - впрочем, ты богат" (Откр.
2, 9), "Ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды", а не
знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг" (Откр. 3, 17).
Иллюзорность
материального богатства, возможность все потерять в один миг, отравляет
обладание ("Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое
сокровище, и при нем тревога" - Притч. 15, 16), искушает в смирении,
которое и есть истинный источник богатства ("За смирением следует страх
Господень, богатство и слава, и жизнь" - Притч. 22, 4).
И поэтому истинное
богатство - это премудрость. "С умением внутренности его наполняются
всяким драгоценным и прекрасным имуществом" (Притч. 24, 4). Соломон
просит не богатства, но разума, и это угодно Богу (3 Цар. 3, 11). Однако
премудрость "не дается за золото и не приобретается она за вес серебра"
(Иов 28, 15). Послушаем Соломона: "я взывал, и сошел на меня дух
премудрости. Я предпочел ее скипетрам и престолам, и богатство почитал за
ничто в сравнении с нею: драгоценного камня я не сравнил с нею, потому что
перед нею все золото - ничтожный песок, а серебро - грязь в сравнении с нею.
Я полюбил ее более здоровья и красоты, и избрал ее предпочтительно перед
светом, ибо свет ее неугасим. А вместе с нею пришли ко мне все блага и
несметное богатство через руки ее" (Прем. 7, 8-11). Этот же сюжет
присутствует и Притчах: "Если будешь призывать знание и взывать к разуму,
если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то
уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге" (Притч. 2, 3-5), "Блажен
человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум! Потому
что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше,
нежели от золота. Она дороже драгоценных камней, и ничто из желаемого тобою
не сравнится с нею. Долгоденствие в правой руке ее, а в левой у нее
богатство и слава" (Притч. 3, 13-16).
4.
Иисус Христос как богатство
Однако истинное богатство
- Иисус, прежде всего потому, что Он обладает богатством благодати (Еф. 2,
7). "Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою"
(2 Кор. 8, 9); "В Нем вы обогатитесь всем, всяким словом и всяким
познанием" (1 Кор. 1, 5); "Вы изобилуете всем: верою и словом, и
познанием, и всяким усердием, и любовью вашей" (2 Кор. 8, 7). Здесь речь
идет по преимуществу о богатстве духовном. Но "Приходящий ко Мне не будет
алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда" (Ин. 6, 35) - это
возможно понимать и как указание на богатство материальное.
И все же Его богатство -
это богатство Царства Небесного (ср. Мт. 13, 44-48). Что же касается земного
богатства, то - "не можете служить Богу и маммоне" (Мт. 6, 24). Это
не императив, это объективная ситуация: "обольщение богатства заглушает
слово" (Мт. 13, 22). Богатство, собранное на земле, нельзя взять на
небеса (ср. Лк. 12, 15-21). Более того, оно привязывает к земле, отсюда и "удобнее
верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие"
(Мт. 19, 24). Отсюда же и наказ пойти и продать имение свое и раздать
нищим (Мт. 19, 21-23; Лк. 12, 33).
Но это отнюдь не значит,
что Царство Небесное недоступно богатым. Богат Иосиф из Аримафеи (Мт. 27,
57). Вопрос в том, на что используется это богатство: "Бог же силен
обогатить нас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое
довольство, были богаты на всякое доброе дело… ибо дело служения сего не
только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные
благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога"
(2 Кор. 9, 8-13). Более того, даже неправедное богатство может привести в
вечные обители: "приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы
они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во
многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в
неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в
чужом не были верны, кто даст вам ваше?" (Лк. 16, 9-12). Хотя возможно
предположение, что под неправедным богатством понимается всего лишь
богатство земное, под обнищанием - смерть, а под верностью - верность
заповедям.
5.
Противоречивость богатства и нищеты
Итак, если богатство
опасно, и если Евангелие высказывается о нем резко, то не потому, что оно
плохо само по себе, но потому, что человек склонен забывать, что Бог - наша
истинная ценность, и именно Он дает нам богатство.
Но опасна и нищета, и
столь же противоречива: если это результат лени, расточительства, глупости,
если сопровождается завистью и злобой - она опасна, это мы уже видели в
Притчах. Если же воспринимается в Боге, то это дар - вспомним о Лазаре и об
Иове.
|