ХРИСТИАНСТВО


К навигации по сайту

Навигация
по сайту
:
 

        


Н
австречу европейской конституции?
 

20 – 23 июня 2002 г. в Риме прошла конференция “Навстречу европейской конституции?”, организованная Викариатом Рима при участии Федерации католических университетов Европы, Комиссии епископатов европейского сообщества и национальной службы культурных проектов Конференции епископов Италии.

О том, насколько большое значение придавалось этой встрече не только церковными, но и светскими властями, можно судить по тому, что на ее открытии присутствовали Президент Итальянской Республики Карло Чампи и мэр Рима Вальтер Вельтрони. Участники прибыли из 30 стран. Было прочитано 30 пленарных и около 60 секционных докладов.

В выступлении проф. М. Матаса, вице-президента Федерации католических университетов Европы, отмечалось, что последнее время в европейском сообществе появились симптомы расстройства, ослабляющего его перед лицом экономических и административных трудностей.

Затем с докладом выступил Президент Папского Совета по культуре кардинал Поль Пупар. Он уделил внимание роли понтификов в формировании идеи единой Европы, в частности Пия XII, Иоанна XXIII, Павла VI. Особый вклад нынешнего понтифика связан прежде всего с Восточной Европой. Он постоянно подчеркивает, что единая Европа невозможна без Европы Восточной, провозгласив Кирилла и Мефодия со-патронами Европы – вместе со св. Бенедиктом. Иоанн Павел II указывает, что не только юридические, литературные и философские корни европейского единства уходят в христианство, но и сам стиль мышления и восприятия, объяснения и сопоставления европейских народов сформировался под его глубоким воздействием.

Проф. В. Метью (Туринский университет) также выступил на открытии конференции. Отметив особую роль Рима в истории – столь очевидную, что Византия именовалась Новым Римом, а Москва – Третьим Римом, причем связанную не только с христианством, но и с имперской идеей - он указал, что европейское единство в своей основе – не только европейское, оно космополитично, в частности потому, что на нем строятся многие элементы современной культуры других континентов.

В работе конференции выделилось два основных направления – экономико-юридическое и религиозно-политическое. Роли Церкви в Европе был посвящен доклад проф. Дж. Делле Торре. По этой теме завязалась интересная дискуссия. Проф. Я. Юхант (Университет Любляны) посвятил свое выступление обоснованию идеи, что процессы, происходящие сегодня в Церкви, аналогичны процессам в современном обществе – здесь и национализм, и коммунизм, и индивидуализация веры. Проф. К. Грех (Университет Мальты) отметил, что семейные ценности, провозглашаемые Католической Церковью, противостоят глобализации, что может послужить поводом к конфликту.

На вечернем заседании 21 июня возник интересный разговор о соотношении личности и индивидуальности в юридическом аспекте, а также о том, что человек – существо социальное и посему нуждается в защите прав не только личности, но и сообщества (общины). В этом же контексте рассматривался временной и конкретный характер этики и необходимость ориентироваться на вечные и всеобщие ценности.

Отметим также доклад проф. П. Донати (Болонский университет), рассматривавшего две стратегии отношения к религии в современном обществе: “европейская модель” вынуждает религию приспосабливаться к демократии, “американская модель” оставляет религии автономию, но вытесняет ее в сферу чисто приватную, отделяя от сферы политической.

В субботу утром состоялась месса в соборе Святого Петра. Предполагалась аудиенция Папы, но удушливая жара не позволила понтифику принять столь большую группу свыше 100 - людей. Он передал участникам конференции послание, в котором, в частности, говорилось о том, что расширение Европейского Союза, или иначе – “европеизация” континента требует мужественно и эффективно дать ответ на ожидания миллионов мужчин и женщин, связанных общей историей и надеждами на единство и солидарность. И Церковь не может остаться равнодушной к тому, на каких ценностях основано это единство, входят ли в их число достоинство личности, ценность человеческой жизни, центральная роль семьи, основанной на браке, свобода мысли, слова и исповедания своих убеждений и веры, общее сотрудничество ради общего блага, политическая власть как служение в соответствии с законом и разумом, ограниченное правами личности и народов. И эти права имеют три измерения – индивидуальное, коллективное и институциональное.

После мессы участники конференции посетили выставку “Человек и его вера в Европе”.

На вечернем заседании продолжилось обсуждение соотношения свободы индивидуальной, коллективной и социальной. Любопытная полемика возникла вокруг того, является ли еще Европа христианским континентом. Тема миграции прозвучала и в выступлении С. Берлинго (Университет Мессины) – очень многое в Европе зависит от того, как европейцы будут принимать “пришельцев” – как гостей или как сожителей.

Проф. В. Поссенти (Венецианский Университет) отметил, что открытый характер культуры и религии Европы создает для нее опасность потерять смысл своей миссии. А вопрос о конституции влечет за собой вопросы: конституция чего? Что это за политическое единство? На чем оно базируется? Европейский Совет – это не государство, не сверхгосударство, не федерация, не конфедерация. А для создания единой конституции необходимо, чтобы в национальных конституциях было некая общая идея, общее мышление и схожая структура. Если единая Европа - это федерация, то в конечном итоге должно быть создано единое правительство, выборы Президента, определение роли и компетенции Европарламента, унификация вооруженных сил. Конституция должна стабилизировать взаимодействие как на уровне властей (законодательной, исполнительной, судебной), так и на уровнях центральном, государственном и местном. Особый вопрос – о европейской демократии. Для ее существования нужен европейский демос, который уже создается, но пока не существует. И в этом смысле объединение возможно только на основе естественного права.

Проф. Ф. Эккерт, консультант Конференции епископов Австрии, утверждает, что единая Европа – структура, христианская по своему характеру, и останется таковой, пока сами верующие не откажутся от нее. Он также напоминает, что Церковь участвует в гражданском обществе, но не является частью гражданского общества, а также, что Церковь участвует в создании “общественного пространства”, не растворяясь в нем.

Проф. П. Эймон (Университет Фрибурга) посвятил свой доклад вопросу о роли национальности и гражданства в назначении епископов: в Церкви, естественно, не существует ни граждан, ни иностранцев. Все крещеные, объединенные верой и таинством Евхаристии, во всей полноте являются членами Церкви. Но во многих странах приняты законы, запрещающие поставление епископов и даже настоятелей – иностранцев. И если эта проблема скорее всего решится для большинства стран – членов европейского Совета, в которых Церковь отделена от государства, через расширение круга возможных кандидатов за счет граждан Евросоюза (что, конечно, облегчит положение, но не закроет вопрос), то для тех стран, где есть государственная религия (Дания лютеранство, Великобритания англиканство, Греция православие) вопрос остается крайне сложным и болезненным.

Тему государственной религии в рамках единой Европы продолжил Г. Константес, советник Конференции епископов Греции. Греция одна из немногих стран, имеющих государственную религию. Исторически в ней сложилась ментальность, согласно которой кто не православный, тот не грек. Православная Церковь имеет огромное влияние на политическую жизнь страны. Связь Церкви и государства сделала их взаимозависимыми. Православные праздники являются государственными, Закон Божий преподается в школе и т. д. Греческая Православная Церковь является юридическим лицом, государство выплачивает клирикам стипендии и пенсии. Этот симбиоз создает большие проблемы для верующих других конфессий и религий. Греческая конституция является одной из самых либеральных в Европе и, конечно, в ней провозглашена свобода вероисповедания, но в реальности власти никогда не идут против воли Православной Церкви, религиозного монополиста Греции. Для строительства не-православного храма необходимо согласие местного православного митрополита. Это антиконституционно, что, однако, не останавливает Греческое правительство. На этом фоне несколько неожиданно прозвучал доклад проф. Леба (Румыния), утверждавшего, что именно православие может дать самый яркий пример единства без принуждения и взаимозависимости. Но необходимость экуменического диалога, отмеченная проф. С. Рабеем (Пражский университет), для единой Европы кажется очевидной.

Субботний вечер участники конференции провели на концерте Национального симфонического оркестра РАИ под управлением Дж. Тэйта. И культурное единство Европы стало не только видимым (как на выставке), но и слышимым.

Утреннее заседание последнего дня работы конференции было посвящено двум проблемам: христианству в его значении для единой Европы и роли католических университетов в строительстве общеевропейского дома.

Один из представителей России на этом форуме, О. Квирквелия считает, что услышала много полезного и что многие из обсуждавшихся тем более, чем актуальны в России, однако некоторая маргинализация сознания российских католиков препятствует их столь же активному отношению к будущему, как то, которое продемонстрировали участники конференции.

Hosted by uCoz