К навигации по сайту
Навигация
по сайту:
|
Трудно ли богатому попасть в рай?
С высокого холма в Ароне смотрит святой Карло Борромео на владения
своей семьи - чудесное озеро Маджоре и острова архипелага Борромео. В Евангелии
есть строки о том, как. трудно богатому человеку попасть в рай. Борромео был не
просто богат - он был фантастически богат. И тем не менее он, по утверждению
Церкви, не только попал в Царствие Небесное - он был свят. Давайте посмотрим,
как у него это получилось: а вдруг кому-нибудь его опыт окажется полезен.
Карло родился в 1538 г. в Ароне. Будучи вторым сыном владетельного князя
Джильберто, он, по обычаю знатных семей, уже в 12 лет принял постриг.
Подобная практика была распространена во многих странах - чтобы при
наследовании владение не дробилось, его передавали старшему сыну, а
младший уходил в монастырь (а иногда "уходили" старшего сына, как это
было, например, со Святославом в Киевской Руси)*. При всей спорности (или
даже сомнительности) участия Господа в подобном "призвании" (а ведь
Церковь утверждает, что именно Он выбирает себе служителей), были в нем и
свои плюсы. Ребенок с малых лет готовился к будущему служению, зная, чему
посвятит жизнь. Так и Карло уже в 22 года стал кардиналом и был переведен
в Рим. Конечно, можно сказать, что этому немало поспособствовал папа Пий
IV, его дядя, принадлежавший к весьма известной семье - Медичи. Но так или
иначе, Карло основал в Риме Академию, активно участвовал в работе
Тридентского собора, при этом он оставался, по свидетельству
современников, вполне светским человеком в своих увлечениях - он хорошо
играл на лютне и виолончели, любил охоту, шахматы, роскошные праздники, но
всегда усердно исполнял служение.
В 1562 г. внезапно умер старший брат Карло, и теперь он мог просить о
снятии обетов, чтобы стать главой семьи. Ведь по сути он не был
душепастырем - его деятельность носила чисто административный и
политический характер. Но Карло увидел в этом событии особый знак:
необходимость выбора между роскошью светской жизни и служением Господу. И
он решает принять рукоположение. Кстати, до Тридентского собора кардинал
не обязательно должен был быть священником - это была скорее почетная
должность для младших сыновей знатных семейств. И именно Карло Борромео
активно отстаивал на соборе мнение о необходимости для кардиналов
священнического сана.
Став священником, а затем епископом и архиепископом, Карло остается в Риме
ближайшим соратником и советчиком Папы вплоть до смерти последнего,
который скончался у него на руках в 1565 г. Через год при его поддержке на
Святой престол взошел Михаил Гислиери - Пий V, после чего Карло переехал в
Милан, став архиепископом местной диоцезы. Под его началом оказалось 15
епископов Ломбардии, Пьемонта и Лигурии. Здесь первоочередными задачами
стали укрепление порядка и дисциплины в монастырях, а также борьба с
протестантскими тенденциями. В то время нередко можно было услышать даже
от епископа, что облатка не может содержать Тело Христово - слишком уж она
маленькая. Тогда Борромео основал конгрегацию Облаток св. Амвросия для
священников, напрямую зависящих от архиепископа и занимающихся обучением
клириков.
Посещая один за другим приходы своей епархии, Карло вникал в мельчайшие
детали жизни народа и клира. Его инструкции касались даже того, что нужно
брить бороды и не класть в свою постель маленьких детей, поскольку многие
из них задыхаются во сне, запутавшись в бородах или придавленные
взрослыми.
Молодой епископ тратил состояние своей семьи, помогая бедным, сиротам,
старикам. Таким образом, богатство оказалось не препятствием, а одним из
ключей к Царствию Небесному.
Но далеко не весь путь будущего святого был усыпан розами. Его стремление
навести порядок в монастырях нравилось далеко не всем. Недовольный монах
Джироламо Донато выстрелил из аркебузы ему в спину в тот момент, когда он
молился в часовне. Выстрел попал в голову, но мистическом образом застрял
в кардинальской шапочке. Архиепископ продолжал носить этот головной убор и
дальше, считая, что образовавшаяся дырочка только украшает ее. Священники
церкви Санта Мария делла Скала даже пытались предать его анафеме. Взявшись
за руки, они преградили ему вход в храм, выражая протест против
пастырского визита архиепископа. Городские власти писали на него доносы в
Рим и Мадрид (Милан в то время подчинялся Испании), губернатор установил
за ним слежку. Но Папа и император Филипп II поддерживали Карло. В 1579 г.
они вместе выразили протест губернатору в связи с чрезмерной длительностью
карнавала. Он длился все воскресенья Великого Поста. Через год ситуация
изменилась.
Карло был благодетелем в глазах народа еще и потому, что выступал против
деятельности испанской инквизиции в Милане. Еретики, конечно,
преследовались и в столице Ломбардии, но не так жестоко как в других
странах Европы.
Карло Борромео умер 3 ноября 1584 г., 46-ти лет от роду. В конце его
недолгой жизни былая любовь к роскоши сменилась любовью к аскезе: он ел
один раз в день, кроме праздников, нередко его видели босоногим в
процессии с веревкой на шее. Карло возражал, чтобы его, согласно обычаю,
похоронили в соборе Милана, предпочтя роскошному саркофагу простую могилу
в основании храма.
Что ж, судьба, с одной стороны, вполне достойная, а с другой - не такая уж
уникальная. Многие церковные иерархи - и не только - достойно исполняли
свое служение, даже с риском для жизни. Почему же признан святым именно
Карло Борромео? Неужели правы те, кто утверждает, что даже святость в
Церкви можно купить? Ведь действительно очень многие святые - короли,
князья, Папы, епископы - т.е. богатые люди. Среди остальных большинство
составляют монахи, причем, чем богаче орден, тем больше его членов
признано святыми. Почему так происходит?
Прежде всего, введем различие между святостью и канонизацией, т.е.
церковным признанием святости. Только Господь знает всех своих святых, а
Церковь - лишь некоторых. Поэтому любой канонизированный - свят (хотя
история знает примеры, когда Церковь признавала ошибочность канонизации -
в основном это касалось первых христиан, сведения о которых носили
легендарный характер), но не любой святой канонизирован. Таких святых - не
канонизированных Церковью - мы и почитаем в день Всех Святых.
А теперь поговорим о взаимосвязи богатства и канонизации. Конечно, наивно
было бы отрицать возможность того, что иногда здесь были злоупотребления.
И все же чаще всего дело в другом - процесс канонизации - весьма
дорогостоящее дело. Только на первом этапе сбора информации требуется
опросить сотни свидетелей жизни, деятельности и смерти кандидата на
канонизацию, получить их собственноручно подписанные и нотариально
заверенные показания; найти и скопировать (заверив копии) документальные
свидетельства в архивах; доказать, что после смерти кандидат остается
весьма почитаем и известен в широких кругах (а для этого надо
распространить информацию о нем, т.е. подготовить публикации, фильмы,
памятники и пр.) и т.д., и т.п. А впереди еще организация деятельности
"адвоката дьявола" - человека, призванного максимально критично проверить
достоверность представленных сведений; затем следуют процессы
беатификации, т.е. признания кандидата блаженным, и непосредственно
канонизации. Всю эту деятельность должны финансировать те, кто
заинтересован в признании кандидата святым - семья, монашеский орден или
приход (чаще епархия, отдельные приходы для этого слишком бедны). Понятно,
что от их богатства зависит и качество, и темпы сбора материалов, а
следовательно, и результат. Совсем избежать этого нельзя, ведь если
Церковь не подойдет к этому вопросу со всей тщательностью, в нее в
очередной раз полетят камни.
Так что не переживайте - даже если Вы не король и не архиепископ, шанс
стать святым у Вас есть. Ну, а канонизация... Пусть будет хуже тем, кто не
разглядел Вашей святости.
*В московском храме святого Людовика несколько лет назад был настоятелем
священник, принявший в свое время сан по тем же соображениям. Он
рассказывал, отвечая на вопрос о призвании, что еще с 4-5-летнего возраста
знал, что его ждет такой путь, и никогда не задумывался о возможности
изменить судьбу.
|