К навигации по сайту
Навигация
по сайту:
|
ОБЫЧНАЯ ПАРАДОКСАЛЬНАЯ
СУДЬБА
В 1899
г. в Киеве, неподалеку от здания Дворянского собрания, состоялось пышное
празднество: бракосочетание Марии Александровны Калиновской, дочери купца
I
гильдии, по слухам - миллионера, сына краковского магната, и Адольфа фон
Швама, потомка обедневшего дворянского рода, вынужденного после смерти отца
работать представителем немецких фирм, чтобы обеспечить содержание двум
своим незамужним сестрам. От этого брака и родилась в сочельник 1900 г дочь
Ольга (она всегда писала в анкетах, что ее социальное происхождение -
рабоче-крестьянское), а спустя два года - сын Александр. Мать была
высокообразованной женщиной, страстной поклонницей Толстого, не знавшая цены
деньгам и абсолютно не приспособленная к семейной жизни и домашним хлопотам.
А отец - работяга, не слишком разбиравшийся в искусстве, но зато прекрасно
знавший технику, молчун - семьянин с традиционными немецкими ценностями.
Такие семьи - не редкость, казалось бы, "стерпится - слюбится". Во всяком
случае, благополучие представлялось обеспеченным.
Но 1905 г., пройдясь по
судьбе Российской империи, умудрился разрушить и эту в целом аполитичную
семью, спровоцировав сразу несколько трагических событий: разорился и умер
от разрыва сердца Александр Калиновский, оставив свою дочь без материальной
поддержки, а Мария вступила в толстовское общество, затем втянулась в
революционную деятельность, щедро снабжая подпольщиков быстро таявшими
деньгами и совершенно забросив детей. Именно последнее вынудило ее мужа
поставить вопрос о разводе. Мария Александровна осталась в Киеве, а Адольф
продал дом и переехал с детьми в Одессу. Оля видела свою мать еще только
один раз - в больнице, незадолго до ее смерти в 1914 г. И всю жизнь
стыдилась этого развода.
Адольф остался с двумя
детьми, но у него было еще две незамужние сестры, так что будущее было хотя
и сложным, но прогнозируемым. Олю временно, пока не будет готов новый дом,
взяла к себе сестра матери, Чарна Раевская, тоже жившая в Одессе. В ее доме
Оля впервые так много слушала музыку (дочь Чарны Аня училась в
консерватории). Ее детское сердечко переполнял восторг даже при звуках
гаммы. Вот, казалось бы, и состоялся выбор профессии. Но учиться музыке Оле
так и не довелось.
Летом 1907 г. Оля вновь
присоединилась к отцу и брату, жившим тогда в Виннице, в имении графа
Крохальского. Осенью Оле нужно было идти учиться, и семья наконец переехала
в новый дом, где ее ждала гувернантка Мария Сильвестровна Кржижановская,
ставшая Адольфу близким другом, а его детям заменившая мать.
Учиться Оля пошла в
гимназию своих теток, сестер отца Эвелины и Эрнестины Швам. Гимназия была
роскошной, со швейцаром, мраморными лестницами и ковровыми дорожками, но
девочке было здесь и душно, и трудно. От нее все время требовали "не уронить
честь семьи", а одноклассницы замолкали при ее приближении.
Мария Сильвестровна водила
детей в театр, и вдруг выяснилось, что Оля влюблена не просто в музыку, а в
балет, но ее мечта стать балериной казалась совершенно несбыточной - отец бы
никогда этого не допустил.
В 1911 г. дети с отцом и
Марией Сильвестровной переехали в Москву, где отец получил работу и
сблизился с немцами, служившими при дворе. Там же он познакомился с
Кувако-Воейковым, комендантом дворца, и семьей одной из его сестер, Веры
Витальевны Костяковой. Так завязалась дружба Оли с Тасей, дочерью Веры
Витальевны, сыгравшая в ее жизни огромную роль. А пока Оля рискнула
осуществить свою заветную мечту - она поступила в балетную студию
Арцебушевой. Правда, ходила на занятия тайком от отца, который эту затею
совершенно не одобрял и считал, что это в девочке играет кровь ее
"беспутной" матери. Соответственно, и деньги на занятия ей приходилось
зарабатывать самой - частными уроками. Со временем ту же студию стала
посещать и Тася. Но девочка из строгой, почти пуританской семьи -
балерина?..
Все было бы хорошо, но
опять всемирная история вмешалась в жизнь маленькой девочки с косичками до
колен. О начале войны Оля и Шура узнали в деревне Люлицы под Киевом, где они
проводили лето в гостях у отца своей гувернантки, священника Сильвестра.
Адольф в это время работал в Киеве и решил не возвращаться в Москву: то, что
царь вступил в войну с Германией, оскорбило его патриотические чувства.
Семья отправилась в Одессу, детям нужно было приступать к занятиям. Но город
был полон войны. На уроках девочки готовили бойцам санпакеты, щипали корпию
и шили кисеты. Шура, Олин брат, просто бредил армией и однажды сбежал на
фронт. К счастью, его скоро нашли и вернули, но его тяга к военной службе
отнюдь не угасла. Жизнь, хоть и новая, но тоже постепенно налаживалась.
Оля продолжала заниматься
балетом в итальянской студии Титони. Иногда к ней присоединялась приезжавшая
в Одессу с матерью Тася и однажды передала приглашение Арцебушевой принять
участие в съемках фильма в Ялте, на киностудии Хонжонкова. Девочки начали
готовиться настолько увлеченно, что почти не замечали войны. Они сделали
одно наблюдение: если ночью их будит мерный стук сапог, то утром окажется,
что в городе уже не англичане, а немцы. Или наоборот.
На этот раз отец не
сопротивлялся Олиной затее. После смерти Марии Сильвестровны он сильно сдал,
много болел, но продолжал работать. С трудом его уговорили поехать в Ялту с
детьми и хоть немного отдохнуть. Здесь все они - Адольф, Оля и Шура Швам и
Тася с Верой Витальевной Костяковой - и оказались в 1917 г. Съемки то
приостанавливались, то возобновлялись, денег не было, в происходившем никто
из них ничего не понимал - Оля помнила только, что Деникин держался уверенно
и говорил красиво, а над Врангелем все смеялись. И тут не выдержало сердце
отца, и он умер. Вера Витальевна осталась без денег и без крыши над головой
с тремя подростками - 17-летними Олей и Тасей и 15-летним Шурой. Но Шура
решил тоже осуществить свою мечту и сбежал на фронт. К огромному его
счастью, его подобрал некий красный офицер и сделал "сыном полка". Это было
сродни чуду, потому что типичного барчука, свободно говорившего по-польски,
по-французски и по-немецки, но с акцентом по-русски, ему удалось выдать за
сына местного крестьянина, погибшего в борьбе с врагами революции. Александр
в последствие попал в Ленинград, стал моряком-подводником, прошел всю войну,
в том числе на охране "дороги жизни", так и не став "врагом народа", хотя
оставался Александром Адольфовичем Швамом. С сестрой он встретился только
перед самой войной, случайно, будучи в командировке в Батуми. Так,
собственно говоря, закончилась история этой семьи.
Вера Витальевна удочерила
Олю, и все вместе они взяли псевдоним Оскольские (по названию города Старый
Оскол, где жила сестра Веры Витальевны), а опасное отчество Оли сменили на
"Владимировна", по имени потерявшегося в этом хаосе сына Веры Витальевны,
которого она считала уже погибшим.
Арцебушева, тоже
собиравшаяся принимать участие в съемках, эмигрировала, и Оскольским ничего
не оставалось делать, кроме как попытаться устроиться в труппу
Севастопольского театра. В ней уже работали ныне всем известные люди:
Аверченко (представлявшийся "Ваш брат Аверченко"), Вертинский (называвший
Олю "моя картонная невеста"), Блюменталь-Тамарин. Для них эта труппа была
практически перевалочным пунктом перед эмиграцией, в которую они и
отправились в 1920 г., а Оскольские не рискнули, да и беспокоились о судьбе
близких.
Дальше все было "как у
всех" - голод, холод, аресты, скитания. С декабря 1920 г. младшие Оскольские
поступили на работу в Балаклавское отделение Политпросвета Наробраза,
участвуя в концертах для солдат. Режиссер их группы - Печорин-Цандлер, автор
текстов - жена Вилли Лациса, а концертмейстер - баронесса Софья Унгерн: где
еще найдешь такую компанию… И "девочка из приличной семьи" (меня тоже
воспитали на этой фразе) танцует для солдат, раненных в борьбе с ее бывшими
товарищами. Но для нее страдание не имело национальности, классовой
принадлежности или имущественного ценза. Оля жила в доме Куприна, помогала
приемной матери и Тасе. Хозяйка очень к ней привязалась, пригласила во время
болезни к ней придворного врача Иовлева (которого красные потом расстреляли
- единственное, что чрезмерно лояльная к большевикам Оля до самой смерти
ставила им в вину), а когда ее муж, некий местный начальник Рабинович,
получил назначение в Москву, выхлопотала разрешение на выезд и для Ольги. Но
она не смогла оставить родных. Которые были ей чужими по крови.
При очередном "дне
бедноты", когда красноармейцы ходили из дома в дом и забирали все, что им
нравилось, они обнаружили собрание нот Собинова, которое передали Оле,
которая к этому времени уже самостоятельно ставила танцевальные номера в
концертах.
И все же в середине 1921
г. Оскольские решили пробираться в Москву. Получили документы (написанные от
руки на оберточной бумаге, без печатей) и двинулись в путь, из Балаклавы в
Севастополь, оттуда на пароходе "Святой Николай" в Одессу. В Одессе никого
из родных уже не было. Олины тетки умерли (говорят, от голода), тетя Чарна
тоже, а ее сын, Илья Раевский эмигрировал. Оскольские двинулись дальше, в
Старый Оскол, где кастеляншей госпиталя работала сестра Веры Витальевны
Софья. Они собирались перевести там дух и продолжить путь, но по дороге их
обокрали, а пока они зарабатывали все по-новой, пришло письмо от Владимира
Костякова (того самого, которого считали погибшим) из Батуми, где он служил
адъютантом коменданта. И Оскольские отправились в Аджарию. Мог ли кто-нибудь
20 лет назад предсказать такой поворот событий?
В конце 1923 г. в Батуми
открылся театр оперы и балета, куда и поступили работать девушки. А их мать,
прижившись на Кавказе, вернулась в Старый Оскол. Основу театра составляли
специалисты из Тбилиси: балетмейстер Вокарец, прима -балерина Бауэрзакс,
директор Коршон. А вскоре Ольга знакомится с Виктором Забукидзе, своим
будущим мужем, тоже много сил отдававшим театру (в музее истории искусств
Грузии ему посвящен целый стенд; как и Ольге Забукидзе). Судьба его семьи
столь же обычна и столь же парадоксальна. Его отец, Василий Забукидзе, сын
местного князя, в некий момент, гарцуя на лошади в компании друзей, увидел в
окне прелестную белокурую девушку и тут же громогласно поклялся на ней
жениться. А девушка - Вера Андреевна - оказалась украинкой, вдовой, да еще с
сыном. Но княжеское слово - кремень, и Василий женился-таки на ней, хотя в
результате и был лишен наследства. Но семья была счастливой, вскоре родилось
четверо детей, среди которых и Виктор. А в 1905 г. (опять!) в Батуми
состоялся митинг, на котором должен был выступать Сталин. Василий, человек
очень любознательный, оделся попроще, надвинул на глаза кепку и с приемным
сыном Михаилом Роговым пошел на сходку. Но вот незадача: жандармы устроили
покушение на Сталина, а поскольку все грузины, да еще в низко надвинутых
кепках, были для них на одно лицо, то они застрелили Василия Забукидзе. В
благодарность Сталин взял с собой Михаила (потом он стал видным большевиком,
принимал участие в работе 9-го съезда, но сгинул вместе с Бухариным), а в
1922 г. велел поставить на могиле памятник с надписью "Пал в борьбе за дело
рабочего класса" (что долго служило поводом к семейным шуткам, поскольку
Василий вряд ли видел вблизи хоть одного рабочего). Со временем его сын
Виктор стал главным юрисконсультом Аджарии, а в 1925 г. женился на балерине
Ольге Оскольской. И никто не лишал его за это наследства, поскольку такового
уже не было. Она продолжала танцевать вплоть до 1933 г., участвовала в
постановках Секержинского - единомышленника Галейзовского, ездила на
гастроли в Армению, где получила благословение католикоса. Жили они с мужем
обеспечено, в огромной квартире, уставленной антикварными вещами из дома
Пушкина, Толстого и др., которые Виктор покупал для жены на аукционах (вот
как проявилась детская тоска по матери). А в 1933 г. Ольга ушла из театра и
родила старшую дочь, Валентину, а еще через два года - Нину. Наконец-то все
было хорошо и хоть слегка напоминало ту судьбу, которая, казалось, была им
предуготована. Но на пороге был очередной поворот истории - сталинские
репрессии. Виктор Забукидзе никогда не был "врагом народа", скорее наоборот,
он просто был талантлив и честно делал свое дело. Возможно, именно поэтому
над ним нависла черная тень.
Уводили одного за другим
друзей Виктора, исчезали артисты театра. Кольцо сжималось. В ноябре 1937 г.
Ольга пошла работать в Батумский Дом Красной армии, организовывать детскую и
взрослую самодеятельность. Но и это, видимо, не помогло бы. 23 февраля 1938
г. Ольга Владимировна ушла на праздничный концерт, где впервые выступал
созданный ею ансамбль. Виктор Васильевич хотел было идти с ней, но тут
раздался звонок телефона. Звонили из Москвы. Содержание разговора никто не
знает, но Виктор почувствовал себя плохо и остался дома. Когда Ольга
вернулась с концерта, он был уже при смерти, а к утру скончался от разрыва
сердца. В разгар печальных хлопот вновь зазвонил телефон. Узнав, что Виктор
Васильевич умер, мужской голос с одобрением сказал: "Он правильно нас
понял"… А потом Ольга Владимировна шла за гробом, держа за руки двух дочек,
а ей вслед женщины завистливо бормотали: "Счастливая, своими руками
хоронит".
Предвоенные годы прошли
как в тумане. Виктор так и остался ее единственной любовью. И снова в ее
жизнь вмешалась всемирная история: началась война. Выросшая в немецкой
среде, воспитанная в немецком духе, Ольга долго не могла поверить рассказам
о зверствах фашистов. Ее сумела убедить только кинохроника.
Хотя Батуми не был
фронтовым городом, война здесь была ощутима, особенно в Доме Красной армии,
где в ансамбле участвовали либо военные, либо дети военных, уже в первые дни
войны ушедшие на фронт. Дети остались с бабушками, а то и вообще одни,
голодные, не знающие, что делать. А некоторые из них вскоре осиротели. Так и
получилось, что их горе и растерянность вынудили Ольгу поглубже запрятать
свое горе. Хотя, казалось бы, какое ей до них дело: сама осталась без мужа,
без денежной профессии, с двумя дочурками на руках. В Крыму, во время
гражданской войны судьба подарила ей встречу с Боровковой - женщиной,
которая не просто организовывала концертную бригаду, но и спасала тем самым
детей, подростков, неприспособленных к жизни интеллигентов, придавала их
потерянной жизни смысл и помогала заработать на кусок хлеба. Обязаны были ей
жизнью и Оскольские. И теперь Ольга возвращала этот долг. Она организовала
первую в СССР детскую фронтовую концертную бригаду, выступавшую в частях, на
кораблях, в госпиталях. Около 30 детей (считая двух собственных) стали
семьей Ольги Владимировны, живущей в ее огромной, некогда роскошной
квартире. Весь антиквариат был, конечно, продан и проеден. Но семью спасало
то, что после концерта детей кормили. Хотя и не решало всех проблем. Был и
голод, и бомбежки, и похоронки. Все было. Как у всех. Но Ольга Владимировна
и 29 ее детей (один юноша повзрослев ушел на фронт и погиб) дожили до конца
войны. Родители некоторых вернулись живыми, некоторых забрали родственники.
Остальные остались под ее крылом. Получили высшее образование (среди них
есть балерина, журналист, кинооператор, музыкант, переводчик, инженеры),
стали людьми.
А Ольга Владимировна
продолжала свой путь - работала балетмейстером и руководителем детского
ансамбля - в Батуми, потом в Тбилиси. Получила звание заслуженного деятеля
искусств. Помогла стать на ноги и обрести себя еще нескольким сиротам. Дети
обустроились, завели свои семьи и, конечно, готовы были ей помочь. Можно
было бы и успокоиться, передохнуть. В 1980 г. прошел ее юбилей - 80 лет
жизни и 60 лет служения балету. В возрасте 85 лет родные все же уговорили ее
уйти на пенсию, и у нее впервые в жизни появилось время для себя, на свои
мысли. Она записала свои воспоминания, на основе которых и подготовлен этот
материал. Человек абсолютно аполитичный, так никогда и не понявший разницы
между царем и генсеком (она говорила: "Тогда у нас правил Никита
Сергеевич…"), единственное, что она поняла в перестройке - что можно больше
не бояться происходить из хорошей семьи, можно рассказывать о своих близких.
А еще можно ходить в церковь. Верующей она, вероятно, была всегда, во всяком
случае тщательно спрятанные иконка и молитвенник всегда были при ней. Но
веру свою не демонстрировала. Помню, как она учила меня благодарить Бога
после еды: "Если Бога нет, как вам говорят в школе, то твои слова совершенно
не помешают червякам съесть тебя после смерти. Но если Он все же есть, то,
возможно, Он вспомнит твой голос". На Рождество и Пасху мы гуляли по улице,
где стоял католический храм (ее родители были католиками) и готовили
обрядовые блюда. И вот пришло время, когда ходить в церковь стало не только
безопасно, но и модно. Это приносило ей много радости. Уже незадолго до
смерти, почти ничего не помнящая и никого не узнающая, она по утрам, только
проснувшись, брала в руки иконку и говорила: "Господи Боже, благодарю Тебя…
за что - не помню, но все равно благодарю…"
А в 1997 г. она умерла в
Москве и похоронена на Ваганьковском кладбище. На ее могиле время от времени
появляются свежие цветы - значит, до столицы добрался кто-то из ее детей,
или дети детей, или их внуки.
Мой рассказ получился,
наверное, чересчур сухим. Но это вынуждено: здесь каждая фраза могла бы
стать главой в книге. Хотя кое-что еще я считаю нужным сказать о своей
бабушке. Она всегда была моим жизненным ориентиром. Своей уникальной
внутренней силой и независимостью. Могло меняться все - моды, вкусы, кумиры,
принципы, но не она (помните, у Макаревича: "Не стоит прогибаться под
изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас"). Своей фанатичной
преданностью делу. Она приплясывала даже готовя обед; у нее барахлило сердце
только до того момента, когда пора было бежать на репетицию. Своим суровым,
деятельным и практичным милосердием. Она никогда не была добренькой, да и
ласковой тоже. Доброта - это не эмоция, а дело. И еще одно: в ее
воспоминаниях регулярно встречается фраза "я чувствовала себя очень
счастливой". Она чувствовала себя счастливой в гражданскую войну и в
отечественную, в революцию и в перестройку. Счастье - это не внешние
обстоятельства, а состояние души.
Эта парадоксальная, но к
сожалению, не уникальная в нашей стране судьба очень о многом заставляет
задуматься. О героизме, патриотизме, честности, принципиальности,
милосердии. И о роли истории в жизни личности.
Когда бабушка умирала, я
взяла в ладони ее голову, чтобы повернуть поудобнее. Она открыла глаза,
улыбнулась и последний раз вздохнула. И с тех пор при мысли о ней у меня в
памяти звучит "в руки твои предаю я дух свой". Как бы мне хотелось, чтобы
это было так, чтобы ее дух хоть чуть-чуть жил во мне. Тогда мне будет не
страшна никакая история.
|