К навигации по сайту
Навигация
по сайту:
|
Край, облюбованный святыми
Лигурия - бесконечная дорога, арена бесконечного соперничества - край,
казалось бы, не слишком способствующий святости. Однако некоторые святые,
почитаемые здесь, заставляют задуматься о многом.
На лигурийском побережье между вершинами гор, среди сосен, искривленных
ветром, с завидным постоянством дующим в одну и ту же сторону, приютилась
деревушка из нескольких домов с неожиданно большой церковью. Это Сан
Фруттозо, поблизости от Портофино. То есть Сан Фруттозо - это и деревушка,
и церковь, и епископ Таррагоны в Испании.
Испанский епископ принял мученическую смерть в 259 г. в своей епархии. О
нем, как и обо всех мучениках этого времени, практически ничего не
известно. 16 января Фруттозо был еще в постели, когда за ним пришли
стражники проконсула Эмилиано. Не дав даже обуться, арестовали и повели в
тюрьму. Он шел без сандалий, но со спокойной улыбкой на лице.
Это было воскресенье. В тюрьме Фруттозо крестил нескольких катехуменов,
служа им опорой и утешением. А в пятницу его повели к Эмилиано. Проконсул
потребовал от него отказа от своей веры и поклонения языческим богам.
Фруттозо, естественно, отказался и был сожжен. На следующий день после
казни христиане Таррагоны собрали останки своего епископа и по неизвестной
причине в 711 г. перевезли их на лигурийское побережье, где и захоронили.
Может быть, предание пронесло сквозь века последнее желание епископа, а
может быть, это проявился неисповедимый Божественный промысел.
Согласно легенде, поклониться святому пришли три льва. Они же и разметили
на земле план будущей церкви Сан Фруттозо.
Святой Ампелио был кузнецом и жил, кажется, в Египте и, кажется, в V в. Мы
представляем его умелым работником, трудолюбивым кузнецом и достойным
человеком. Перед мысленным взором он предстает с обнаженным торсом,
пропахший дымом, рядом с наковальней, держащий длинными клещами железную
заготовку, раскаленную огнем докрасна.
Но Ампелио казалось, что работа, даже исполняемая умело и с любовью, не
удовлетворяет его стремления к духовному совершенству. Поэтому он покинул
свое жилище, друзей, отказался от церковных обрядов и праздной болтовни,
от бокала вина и накрытого стола.
Ампелио удалился в неприветливую пустыню. Там уже вели тяжкую и святую
жизнь отшельники, и Ампелио хотел войти в их число.
В молитве и покаянии он, тем не менее, не забросил свое мастерство. И в
монашеском безмолвии из его кузницы доносились удары молота. Ампелио
поставил свое умение на службу пустынникам. Кому-то выправит мотыгу,
кому-то - садовый нож; для кого-то починит косу, для кого-то - посох. И
все - только из любви к ближнему.
Однажды, рассказывает легенда, в кузницу отшельника вошла нежданная
гостья. Не старый бородач и не анахорет в верблюжьей шкуре, а женщина,
красивая, даже слишком. Женщина с бесстыжей усмешкой на губах. Таких
женщин Ампелио никогда еще не видел.
Он еще сильней стал бить по железной заготовке на наковальне. Летящие
из-под ударов молота искры причиняли ему все большую боль. А женщина
старательно соблазняла его - словами, жестами, телодвижениями. Но Ампелио
не отводил глаз от огня. Потерпев поражение в этой странной битве, женщина
издала хриплый крик и растаяла в сумраке кузницы. Так стало ясно, что это
был искушение нечистого.
Ампелио преодолел искушение. А в старости, неизвестно как и зачем, пересек
море и поселился на лигурийском побережье. С собой он привез финики, из
косточек которых вырастил пальмы. Это были первые пальмы в регионе, где
они растут и по сей день.
Ампелио умер 5 октября и считается покровителем кузнецов.
Св. Ромоло (Ромул в привычной нам транскрипции) - епископ Генуи. О нем
тоже почти ничего не известно, но, по всей вероятности, он был признан
святым за глубину своей веры и милосердие.
В Х в., когда сарацины с моря напали на Геную, епископ Сабатино временно
перенес епископскую кафедру в городок Вилла Матутиана. Туда же был
перенесен и реликварий св. Ромоло. Вскоре и городок стали называть Сан
Ромоло.
Но со временем название почему-то превратилось в Сан Ремо, напоминая о
братоубийце основателя Рима. И сегодня почти никто не помнит, что Сан
Ремо, знаменитый мягкостью своего климата и богатством своих цветников,
был назван когда-то в честь епископа Генуи. А святой Ремо вообще никому не
известен.
Значит, Рем опять победил Ромула, но на этот раз бескровно. А в кафедральном
соборе города Рема хранится реликварий Ромула. Что ж, возможно Лигурия
действительно редко рождала святых. Зато она их притягивала. Чем? Поезжайте,
может быть, станет понятней...
ЗАГАДОЧНЫЕ СОРОК ДНЕЙ
В мае 2002 г. мы празднуем целых два христианских праздника - Вознесение
Христа и Сошествие Святого Духа.
Как известно, после Своего Воскресения Христос еще сорок дней провел со
Своими учениками. И эти дни полны загадок.
Во-первых, несмотря на то, что Он воскрес во плоти, Его никто не узнал.
Принимает Его за садовника Мария Магдалина и узнает только по голосу. Не
узнают Его ученики на дороге в Эммаус и только по разговору понимают, кто
был их попутчиком. Не узнает и апостол Петр, и только преломление хлеба
подсказывает ему, кто сидит у костра. Как же так? Значит ли это, что облик
Христа Воскресшего существенно отличался от облика Иисуса до смерти? Или
дело в чем-то ином?..
Собственно, все они узнавали Христа дважды: первый раз они в Человеке
узнали и признали Бога, а второй - уже знакомого им Бога в случайно
встреченном Человеке...
Загадка кроется и во фразе, которую говорит Иисус Марии Магдалине: "Не
прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему". А что это значит?
Почему нельзя к Нему прикасаться до Вознесения и как прикасаться после
Вознесения? Значит ли это, что касаться надо не тела, но духа? Но мы
сегодня и так не можем коснуться Его тела... Или под ним следует понимать
материальные символы типа статуй, икон?.. А может - вот крамольная мысль!
- речь идет о Церкви - Теле Христовом?..
Но если прикасаться к телу мы все умеем, то соприкасаться с духом дано не
всем. Причем не только не всем людям, но и не всем верующим христианам...
Самая простая загадка этих сорока дней - истории Иуды и Петра. Оба
отреклись от Христа, оба Его предали. Причем, как кажется, Иуда раскаялся
в своем предательстве значительно сильнее, чем Петр - в своем (правда, и
предательство Петра было менее судьбоносным). Петр всего лишь расплакался,
а Иуда, осознав свой поступок, повесился. Почему же Петру вручил Иисус
ключи от Своей Церкви? И почему уже столько поколений поминают недобрым
словом Иуду?
Во-первых, не до конца ясны мотивы предательства Иуды, в то время как
причина у Петра вполне конкретна - страх за свою жизнь. Во-вторых, Иуда
добавил ко греху предательства грех самоубийства. Согласно одной из
трактовок, в этом проявилось неверие Иуды - неверие в Божественное
милосердие. А может быть, Петр надеялся искупить свою вину...
Евангелие - самая читаемая в мире книга. И самая загадочная. Но об этих
загадках необходимо размышлять - иначе зачем они в тексте, "соавтором"
которого является сам Бог?..
|