К навигации по сайту
Навигация
по сайту:
|
Монах и его женщины
"Вот и ты! Слава Богу!" - "воскликнул Франнциск, увидив ее в церкви. Он
взял девушку за руку, и они медленно двинулись к алтарю. Перед ним все
опустилисьна колени. Потом Франциск встал и спросил: "Клара, хочеш ли ты в
смирении и бедности славить Бога?" - "Я ждала этого", - ответила Клара..."
Нет-нет, это отнюдь не очередная байка о развратниках в сутанах. Просто я
вновь собираюсь развенчать миф. Так уж сложилось, что в нашем
представлении истинный монах - как и истинный католический священник -
тот, кто абсолютно равнодушен к женщинам, а еще лучше - вообще не замечает
их. Но, согласитесь, это почти автоматически вызывает сомнения либо в его
здоровье, либо в таком же равнодушии к лицам одного с ним пола. Не отрицая
правомерности таких сомнений в некоторых случаях, скажу о своих
наблюдениях: многие монахи и священники вполне в состоянии оценить красоту
женщины и даже - о, ужас! - влюбиться в нее. Вопрос лишь в том, приведет
ли это к запретному для них результату. Почему вообще нужно считать, что
все женщины в жизни всех мужчин исполняют одну и ту же роль - Евы,
соблазнительницы и провокаторши? А любая влюбленность должна иметь некую
потенциально греховную подоплеку? Сегодня я хочу рассказать о некоторых
женщинах (да, о некоторых: вполне возможно, что их было значительно
больше) одного монаха. О святых женщинах святого Франциска Ассизского.
Во Флоренции святая Вердиана известна всем, но не столько из-за набожности
флорентийцев, сколько по-человечески. Судьба этой женщины была горькой: ее
имя носит женская тюрьма, расположенная в бывшем монастыре. По курьезному
совпадению (или божественному Промыслу) сама святая Вердиана была узницей,
но по собственному желанию.
Она принадлежала к знатной, но обедневшей семье и жила в доме дяди как
экономка и домоправительница. Дядя оптом продавал продукты, в основном
овощи и крупы. Однажды во время неурожая он временно закрыл свои лавки,
чтобы поднять цены. Но когда пришли клиенты, готовые платить за продукты
любую цену, склады оказались пусты. Это Вердиана раздала овощи и крупы
беднякам. Дядя, естественно, страшно разгневался, потенциальные покупатели
почувствовали себя обманутыми, а Вердиана провела ночь в слезах и молитве,
поскольку дядю она все-таки любила и зла ему не желала. Утром склад
оказался полон товаров. Честь торговца спасена, клиенты довольны, бедняки
сыты. А Вердиана? Ее стали считать святой, но сама она почувствовала, что
быть экономкой - не ее призвание. Она стремилась к покою и одиночеству. К
тому же ее тяготило то обстоятельство, что пусть и во имя благой цели, но
все же она совершила кражу.
Пытаясь разобраться в себе, Вердиана совершила паломничество в Испанию.
Посетив на обратном пути Рим, она приняла решение: пришло время остаться в
одиночестве, в неподвижности, замкнутости и темноте. Это будет жизнь,
похожая на аскезу восточных монахов, но не в неприступных горах или
бескрайней пустыне. Ее пустыня будет располагаться в сердце цветущей
Тосканы. И не стоит думать, что это намного легче. Скорее наоборот:
соблазн, который всегда перед глазами, преодолеть значительно сложнее, чем
тот, который где-то за горизонтом или хотя бы за перевалом.
У подножья холма был ораторий святого Антония, знаменитого отшельника. Вот
около этого оратория и соорудила себе крохотную келейку святая Вердиана. А
построив, вошла внутрь и замуровала за собой дверь, оставив лишь форточку,
через которую ей передавали хлеб и воду. Через нее же она исповедовалась и
причащалась.
Вердиана провела в келейке 34 года - две трети своей жизни. Наверное, ни
один суд в мире не смог бы назначить такое наказание за в общем-то
незначительную кражу. Но это и не было наказанием. Просто Господь
призывает Своих святых иногда весьма причудливыми способами. Ну, что ж, на
то Его воля.
Вердиана мало с кем соглашалась общаться, даже из исповедников. Но к ней
обращались нищие и бездомные, страдающие и сомневающиеся. Узница не могла
помочь им материально, но поддерживала советом и собственным примером.
Однажды ее посетил худой юнец, одетый в мешок с дырами для головы и рук и
подпоясанный веревкой. Это был некий Франциск, пришедший из Ассизи. Для
него, охваченного любовью к святой Бедности, опыт Вердианы, совершившей
пусть не слишком важное, но все же преступление из милосердия к беднякам,
был чрезвычайно важен. Допустимо ли таким способом бороться с бедностью?
Да и надо ли вообще с ней бороться? Встреча с Вердианой стала для
Франциска значительной вехой на его пути к святости.
О романтической - в самом высоком смысле слова - истории святых Клары и
Франциска слышали, наверное, все. Но я повторю основные события. И если вы
посмотрите на них непредвзято, не выискивая либо чрезмерную святость, либо
тайную похоть, вы придете к весьма любопытным выводам.
Восемнадцатилетняя красавица Клара была очарована Франциском с первого
взгляда. Они часто встречались, всегда тайно, в чем им помогала сестра
Клары Агнесса и ее подруги. Клара, которую родители уговаривали задуматься
наконец о замужестве, чувствовала необходимость принять решение. В
решающем разговоре Франциск ей сказал: "Скоро Вербное воскресенье. Ночью
ты выйдешь за городские ворота. Мы с братьями будем тебя ждать". Так Клара
и поступила. "Вот и ты! Слава Богу!" - воскликнул Франциск, увидев ее в
церкви. Он взял девушку за руку, и они медленно двинулись к алтарю. Перед
ним все опустились на колени. Потом Франциск встал и спросил: "Клара,
хочешь ли ты в смирении и бедности славить Бога?" - "Я жажду этого", -
ответила Клара...
Один из братьев подал ей рубище - такое же, как на всех остальных. Девушка
переоделась. "Это мой подвенечный наряд", - подумала Клара. Кто-то подал
ей ножницы, и она остригла свои локоны. Ее охватили одновременно и стыд
обнаженности, и упоительная свобода... (Это не мое больное воображение,
это изложение книги Е. Ференц "Святая Клара Ассизская"). Не правда ли,
ассоциации однозначны: это было венчание. С Богом? Не уверена. Во всяком
случае, не только с Ним.
А потом Франциск устроил для Клары монастырь. И запер ее в нем с первыми
насельницами - сестрой Клары Агнессой и подругой Боной. Франциск запретил
им собирать милостыню, поэтому они практически не выходили за монастырские
стены. Братья обещали приносить пищу и все необходимое. Сестры должны были
пребывать в спокойствии и уединении, в молитвах и труде, чтобы мирские
дела не мешали им. И больше Клара почти не выходила "в свет". В общину
приходили новые девушки, - некоторых посылал Франциск, другие сами
находили в нее дорогу. Так Клара стала матушкой. Так что эта необычная
"семья" имела "детей", правда, в числе последних в некий момент оказалась
даже мать Клары и Агнессы святая Ортолана.
Спустя десять лет после основания монастыря Франциск пригласил Клару к
себе в Порциункулу. Это стало самым большим праздником в ее жизни.
Собственно, за этот праздник она и заплатила всей своей жизнью.
Дороговато? Не нам судить, хотя...
Франциск сказал Кларе, что в следующий раз они увидятся после его смерти.
Так и вышло. Он умер 3 октября 1226 г. Братья отнесли его тело к монастырю
Клары, чтобы она и другие сестры могли с ним проститься.
Вот, вероятно, и все. Как-то я услышала хорошую фразу: мужчина идет за
Богом, а женщина - за мужчиной. Иногда мне жаль, что я не умею любить так,
как Клара, иногда радостно, что меня любят не так, как Франциск... Читая
литературу о Кларе и Франциске, я несколько раз наталкивалась на туманные
упоминания о том, что в жизни Франциска после встречи с Кларой были еще
две женщины. Одна из них, сестра Клары Агнесса, почти скрыта в блеске
своей знаменитой сестры. Какие отношения связывали ее со святым монахом,
понять очень сложно.
Агнесса была младшей сестрой Клары и одной из первых последовала за ней в
монастырь. Хотя ей было всего пятнадцать лет, решение она приняла
самостоятельно. Но если это не заразительный пример сестры, то что же? Что
заставило юную, еще не "нюхавшую" жизни девушку, почти подростка, принять
столь ответственное решение и быть верной ему всю жизнь? Тоже Франциск?
Видимо... Агнесса стала, пожалуй, самой надежной опорой для молоденькой
настоятельницы, но прошло семь лет - и младшая сестра, тоже одной из
первых, основала новый монастырь и сама стала в нем настоятельницей.
Остается лишь догадываться, стремясь удержать свое воображение в рамках
почтительности к святым, что за этим крылось... Но святой Агнесса стала.
А вот о второй - и последней, по крайней мере, в некотором смысле -женщине
можно рассказать значительно больше.
Когда Франциск умирал в Порциунколе, его окружали не только братья.
Присутствовала при этом и единственная женщина - не святая Клара, запертая
в стенах монастыря, и даже не монахиня. Перед смертью Франциску захотелось
увидеть рядом с собой женщину, другую женщину. Ему хотелось присутствия
сердечного, сильного и более земного, что ли. Это было присутствие Якопы
де Сеттесоли.
Якопа (или Джакома, или Джакомина) была знатной вдовой. Франциск встретил
ее в Риме в 1219 г. (как раз тогда, когда Агнесса основала свой
монастырь). Якопа - деятельная и жизнерадостная - приняла Франциска почти
как сына, который был, правда, намного старше ее собственных детей.
Если Клару можно сравнить с сестрой Лазаря Марией, забывавшей все во время
проповедей Иисуса, то активная и решительная - впрочем, не менее сердечная
и преданная - Якопа стала для францисканцев Марфой. Однажды Франциск
подарил ей ягненка - как символ Спасителя. И что же? Она его вырастила,
затем остригла и из шерсти сделала тунику для Франциска. Такой это был
характер - Якопа стремилась все вокруг сделать полезным и удобным, и
прежде всего для Франциска.
Непонятно почему, но Франциск, всегда звавший Клару сестрой, Якопу называл
братом... Хотя ни в чем дурном вдову и мать двоих сыновей заподозрить
нельзя.
Вот этого "брата" и захотел увидеть Франциск, лежа на смертном одре. Он
послал за ней в Рим и попросил привезти ему простыню, воск для похорон и
"что-нибудь съедобное из того, что она готовила ему в Риме". Якопа сразу
же двинулась в путь.
В Порциункуле для нее была снята клаузура - запрет женщинам входить в
монашеские помещения, - чего никогда не делали даже ради Клары. Вместе с
полотном, воском и печеньем на меду Якопа привезла с собой вышитый и
расписанный платок - часть ее приданного. Этим платком Якопа утирала пот с
лица умирающего Франциска - последний жест последней земной любви. После
смерти святого женщина больше не уезжала из Ассизи. Она все время
проводила у его гроба, став примером покаяния и милосердия. И любви, по
всей вероятности. Якопа умерла через тринадцать лет после кончины своего
брата. Для нее была сооружена гробница в базилике святого Франциска, где
она покоится по сей день.
Красивые, романтические истории... Как все по-человечески знакомо! Как
легко представить себе на месте Франциска другого мужчину - отнюдь не
монаха и вовсе не святого. Но может быть, в этом весь секрет? Святой
Франциск со своими святыми Агнессой, Вердианой, Кларой, Якопой...
Ну что, удалось мне показать вам монашескую жизнь в немного ином ракурсе?
Только, дорогие дамы, прошу вас: не торопитесь стать близкой женщиной
монаху или священнику! Это нелегкий путь, который к тому же совсем не
обязательно приведет к святости. И если вы не готовы запереть себя в
четырех стенах в женском коллективе ради одного счастливого дня с любимым,
если не готовы десятилетия ждать с ним встречи, если не готовы смириться с
тем, что у вас будут только духовные дети и что наряду с вами у него будут
другие "невесты"...
Когда-нибудь при случае я расскажу о других святых женщинах - тех, которые
шли за Богом совершенно самостоятельно и вели за собой других: как,
например, Мать Тереза Калькуттская...
ЛИТУРГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
В этом году у католического, протестантского и значительной части
православного мира очень ранняя Пасха - 31 марта. Значит, уже 17
марта в храме укутают фиолетовыми полотнищами все распятия и иконы с
изображением Христа. А 24 марта
- Пальмовое, или, как его зовут в России, Вербное воскресенье
в этот день в церкви освящают веточки вербы. Пальмовое воскресенье
имеет и другое имя - Вход Господень в Иерусалим: в этот день Иисус с
учениками пришел на празднование иудейской пасхи. Толпа встречала
Его восторженными криками, расстилала перед Ним одежды и
приветственно махала пальмовыми ветвями. С этого дня начинается
Страстная неделя.
В Страстной четверг (28 марта) вечером служится месса в воспоминание
Тайной вечери, в ходе которой священник моет ноги двенадцати
прихожанам (иногда, правда, не двенадцати и не прихожанам, а
клирикам, но всегда мужчинам и почему-то по одной ноге). Во время
этого богослужения звучат колокола и орган, которые не замолчат
вплоть до Пасхальной всенощной; Святые Дары переносятся в "темницу"
- временную дарохранительницу. Алтарь "обнажается" - с него снимают
все покрытия. А после мессы совершается поклонение Святым Дарам.
В Страстную пятницу (29 марта) - день смерти Иисуса - к вечернему
богослужению с икон и распятий снимают фиолетовые полотнища; в храме
горят две свечи. Центр этого богослужения
поклонение кресту, которое начинается с того, что священство
простирается ниц перед распятием; алтарь остается обнаженным -
только на время причащения он покрывается скатертью и корпоралом.
Устанавливается изображение Гроба Господня, к которому совершается
процессия. С этого момента и до Пасхальной всенощной длится время
особого воздержания и молчания.
В течение Страстной субботы алтарь остается обнаженным, но Святые
Дары возвращаются из "темницы" на свое обычное место. Горят только
две свечи. Фигура Христа во гробе накрывается белым покрывалом и
устанавливается другое изображение -Христа Воскресшего.
И вот наконец Пасхальная вигилия (всенощная). Она начинается с
Литургии света: во дворе храма разжигается костер, вокруг которого
собираются прихожане. Свет в храме не зажигается, не горят даже
свечи. К костру подходит священник с пасха-лом - специальной большой
свечой, которая должна затем гореть во время богослужений в течение
всего пасхального периода. В пасхале делаются пять отверстий - в
память о ранах Христа, - в которые вкладывают зернышки ладана; на
нем же -альфа и омега и число текущего года. Зажженный от костра
пасхал вносят в темный храм, и прихожане зажигают от него свои
свечи. Священник трижды провозглашает: "Свет Христов!", и включается
свет. После этого начинается Литургия слова, в ходе которой
возглашаются семь ветхозаветных и два новозаветных чтения. Если в
эту ночь совершается чье-либо крещение, то далее следует освящение
крестильного масла и благословение воды, затем само крещение. И
заканчивается всенощная Литургией Евхаристии.
Там, где есть возможность, в воскресенье на рассвете совершается
Крестный ход вокруг храма.
|