К навигации по сайту
Навигация
по сайту:
|
Карнавал здесь правит бал...
Прошло Рождество, и на пороге самое странное, самое загадочное время года
-время карнавалов. Оно предваряет Великий пост: карнавалы достигают своего
пика в так называемую Жирную неделю, которая заканчивается Жирным
вторником, а на следующий день, в Пепельную среду, начинается Великий
Пост.
Ольга Квирквелия
Веселые кутежи, обжорство, игры, маски, праздничные шествия - карнавал
многолик и многогранен. Часть его корней исследователи возводят к римским
сатурналиям и празднованиям в честь завершения строительства храма
Сатурна, когда римляне выходили на улицы с песнями, вознося хвалу "отцу
богов". В "программу" праздника входили выборы "шефа", игры, состязания. А
кутежи, обжорство и двусмысленные шуточки - это уже из вакханалий, Оттуда
же и маски, помогавшие участникам веселых бесчинств остаться не узнанными.
Христианство внесло свою лепту в развитие карнавала, вернее, в
интерпретацию последнего. Карнавал, начинающийся после рождественского
периода и заканчивающийся Великим постом - временем приготовления к смерти
(не только Христа, но и каждого сораспявшегося с Ним христианина) - это и
есть наша жизнь с ее бесшабашностью, а зачастую и бессмысленностью, с
торжеством плоти, зачастую вопреки здравому смыслу. А потом - "после
радостей - неприятности, по теории вероятности", как пелось в одной
песенке.
Но традиции карнавала не оставались неизменными. Самыми древними являются,
видимо, те, в которых отражены старые, ныне уже почти забытые обычаи.
В Кастельнуово уже почти темно, когда дудари и волынщики возвещают приход
человека-оленя. Покрытый грубой кожей, с выкрашенным в черный цвет лицом и
большими рогами, он начинает пугать толпу и сеять в ней панику. Толпа
зовет на помощь Мартино, который, наконец, появляется, одетый в белые
одежды и особую остроконечную шляпу. С завываниями, размахивая дубинкой,
он старается заставить "оленя" вернуться в заснеженные горы. После
одержанной "победы" начинается всеобщий пир.
В Мамойаде "мамутонес", покрытые козьими шкурами и в деревянных масках,
танцуя, двигаются по городу под звон бубенчиков. В руках у них длинные
веревки, которые они набрасывают на зазевавшихся горожан. Тот, кого
удалось "заарканить", платит за выпивку.
В Муджие карнавал известен с 1611 г. под названием Бал овощей, который и
сегодня начинается в Жирный четверг и завершается в Пепельную среду, когда
по традиции топят в воде чучело "короля карнавала".
Карнавал в Сантии известен еще раньше и длится дольше - с Епифании. В
центре праздника - гигантская тарелка фасоли. Этот вкусный овощ дал
название обществу, занимающемуся подготовкой карнавала. Жители города с
гордостью вступают в него на 101 год. Церемония приема в члены общества
происходит очень торжественно и состоит из "причащения" из одной чаши
изысканным вином. Они собирают с окрестных деревень продукты на "тарелку
фасоли". А на исходе дня горожане, напробовавшись колбас и молодого вина,
танцующей вереницей обходят весь город и возвращаются в исходный пункт. Но
основной пир происходит в Жирный понедельник.
В Кастельгоффредо в конце карнавала празднуют Пятницу Клецок. "Короля" в
маске с большими усами, обжору и доброго пьяницу, коронует "первый
министр" под аплодисменты толпы и всего "двора". По традиции Королем
клецок может стать горожанин весом не менее центнера, ростом не ниже 180
см, часто и охотно предающийся обжорству, в основном клецками. На площади
ему вручают ключи от города и весь этот день он - безоговорочный и
абсолютный правитель, основная задача которого - проведение вечером
грандиозного пира клецок и вина.
Карнавал в Ченто, на родине Джованни Франческо Барбиери по прозвищу
Гуерчино, жившего здесь до 1642 г., изображен на его фресках. В Жирный
четверг магистрат устраивал прием, в котором могли участвовать все,
имеющие приличную одежду. С балконов в толпу кидали карамель, шоколадки и
игрушки. А в конце праздничного периода наступало время особого ритуала -
сожжения огромной куклы из папье-маше - Тази, одетого во фрак. По
преданию, это продавец фруктов, любитель выпивки, которого жена поставила
перед выбором: или семья, или пьянство. И он выбрал вино.
Карнавал в Ронгильоне тоже связан с едой, но в особой форме. Около 300
ужасных масок с красными носами пьяниц, в длинных ночных рубашках, с
ермолками на головах под звуки своего гимна проходят по городу, держа в
руках большие деревянные вилки и ночные горшки с дымящимися макаронами в
соусе, которые заставляют всех попробовать. И надо проявить известную
ловкость, чтобы не заляпать подливой блузу или пиджак. Но "красноносые" -
неединственное, что привлекает зрителей на этом карнавале. 9 конюшен
оспаривают главный приз на скачках порожняком, т. е. лошадей без
всадников.
Конные состязания происходят и на карнавале в Ористано, где лучший всадник
на всем ходу старается проткнуть шпагой, а затем кинжалом звезду,
подвешенную в центре улицы. В Сретенье называется лучший всадник года, и с
этого момента все его внимание и все силы сконцентрированы на подготовке к
празднику. В Жирное воскресенье совершается ритуал облачения всадника,
являющегося "рыцарем плодородия". Он должен одеваться на столе, чтобы не
коснуться земли не утратить свою чистоту. Ему помогают молодые девушки в
костюмах, которыми руководит "учительница жизни". Облачение всадника -
длинная церемония, в конце которой "великий рыцарь" выезжает на своей
лошади в вышитой рубахе, кожаном корсете, шерстяных брюках, сапогах и в
маске с печальным и бесполым выражением лица. Конный кортеж под звуки
тамбуринов и тромбонов направляется на улицу Дуомо около кафедрального
собора. И здесь всадник старается сбить подвешенную звезду.
В Баголино в Жирный понедельник выступают танцоры в особых костюмах, а во
вторник на закате толпы юнцов в масках и деревянных сабо ловят девушек и
молодых женщин и совершают обряд "ощупывания", малоприятный для некоторых
и хороший подарок для остальных.
Самый "сладкий" карнавал - в Фано, где с балконов в толпу кидают горстями
конфеты. Возглавляет шествие чучело Волона - "дающий воздух" на местном
диалекте, которое в Жирный вторник сжигается в громадном костре на
центральной площади.
Происхождение некоторых карнавалов легенды связывают с конкретными
историческими событиями. Так, в 1162 г. венецианский дож Виталий Микеле II
без предупреждения напал на патриарха Ульриха и заточил его в тюрьму
вместе с 12 канониками. В обмен на свободу Ульрих обязался ежегодно
поставлять 12 свиней и быка. Свиней и быка "приговаривали к смерти" в
Жирный четверг - годовщину победы, а из их мяса устраивали пир для всех
жителей Венеции. Но особую прелесть венецианского карнавала составляет
парад гондол под звуки фанфар и тамбуринов по каналу Гранде.
Карнавал в Путиньано начинается сразу после Рождества, 26 декабря.
Согласно легенде, это связано с переносом в 1394 г. мощей св. Стефана из
монастыря его имени в аббатство в Лутиньяно. В связи с таким событием
жители, работавшие в виноградниках по пути следования реликвий святого,
оставляли работу и с танцами и песнями сопровождали кортеж. Так родился
Пропаджине - праздник виноградарей, приходивших в город и читавших
сатирические вирши на злобу дня. Но с этого карнавал только начинается. В
Сретенье происходит праздник медведя: издревле закованное в цепи животное
проводила по центральным улицам группа пастухов. Сегодня медведя
изображает человек, но он продолжает пугать детей. В Жирный четверг
проходит шествие "замужних дам", "священников", "монахов", "рогоносцев",
"безумцев" и других персонажей. В Жирный вторник - шествие кукол, и
конечно, Фаринеллы - символа процессии. Свое имя она получила от
поджаренного ячменя и молотых зерен, очень популярных в древней местной
кухне.
Пантомима, основанная на исторических событиях 1412 г., разыгрывается в
Меццоюзо. С разных концов города движутся два кортежа: с одной стороны -
король, тайно влюбленная королевна, сводник-домоправитель, дамы, кавалеры,
министры, секретари и два толстых мавра с кривыми саблями. С другой -
Лагерный Мастер - местный герой, в своей гротескной красной маске и в
лавровом венке, посол, трубач, барон с баронессой на осле, капитан
артиллерии, кавалеристы и даже Гарибальди. Прибыв на площадь, король,
королевна и придворные размещаются на подмостках. Мастер отправляет посла
с ультиматумом: или король разрешит ему жениться на королевне, или будет
война. Естественно, начинается война, в которой влюбленный Мастер всегда
проигрывает.
В некоторых городах традиции карнавала возникли только в XIX в., а может
быть, просто коренным образом изменились. Так, уже в XVIII в. 5 районов
Ивреи праздновали карнавал, но раздельно. А в начале следующего столетия
наполеоновский губернатор, правивший Ивреей, решил объединить районные
карнавалы в один праздник, одев жителей в костюмы генерала и его свиты -
канцлера, аббата, консулов, маркитанток. Роль генерала всегда выполнял
горожанин, пользующийся авторитетом у народа, потому что только в этом
случае он мог гарантировать мирное течение событий вместе с легендарным
Мельником, символом любви этого народа к свободе. Рассказывают, что
прекрасная Виолетта, выросшая на речной мельнице, убила князя Раиньери ди
Биандрите, когда тот пытался воспользоваться правом первой ночи. Сегодня
генерал, с одной стороны, и Мельник - с другой, возглавляют апельсиновую
битву, длящуюся три дня в центре города. Но, по другой версии, эта битва
возникла из обычая, согласно которому девушки бросали с балконов конфеты,
цветы и апельсины в проходящих мимо молодых людей с целью привлечь к себе
внимание. И только затем это шуточное сражение превратилось в символ
борьбы за свободу.
В Виареджио с 1873 г. по предложению владельцев Каффе дель Казино
молодежь, обучающаяся там "хорошей жизни", организует кортеж из карет,
украшенных цветами и забитых людьми в масках. К этому шествию вскоре стали
присоединяться люди в менее пышных одеждах на деревенских повозках. Но еще
раньше в Жирный вторник правитель города устраивал для горожан пышный
банкет и давал возможность избрать своего правителя - но только на один
день. Сегодня же в центре праздника - парад кукол из папье-маше на
монументальных конструкциях высотой около 30 м и шириной до 15 м. Каждый
парад посвящен какой-то теме из области политики, моды, культуры.
В 1896 г. князь Альберт Аугсбургский решил, что климатические условия Арно
как нельзя лучше подходят для того, чтобы переждать здесь суровую
австрийскую зиму. И с тех пор это "пережидание" происходит среди танцев и
банкетов в костюмах соответствующей эпохи, а вечером 8 февраля в салоне
Казино открывается "аугсбургский бал" и банкет с меню 1863 г., которое
составил в то время повар двора Анны Керн. Как мы видим, карнавал в Италии
действительно многолик. Но почти всюду встречаются такие элементы, как
маски, шествия, общие трапезы и состязания. По сути, наша масленица мало
чем отличается от итальянского карнавала - здесь есть и маски, и ряженые,
и медведя по улицам водят, и обжорству и попойке место находится, и
шуточные состязания проходят. И происходит наша "масленая неделя" в тот же
период, что и Жирная неделя в Италии - накануне Великого поста.
Так что если вам не удалось попасть на карнавал в Венеции, не огорчайтесь
и расслабьтесь на масленице, представляя себе, что в вас летят не снежки,
а апельсины.
|