ПУТЕШЕСТВИЯ


К навигации по сайту

Навигация
по сайту
:
 

        


 

 Карнавал здесь правит бал...

 

Прошло Рождество, и на пороге самое странное, самое загадочное время года -время карнавалов. Оно предваряет Великий пост: карнавалы достигают своего пика в так называемую Жирную неделю, которая заканчивается Жирным вторником, а на следующий день, в Пепельную среду, начинается Великий Пост.  
 

Ольга Квирквелия
 

Веселые кутежи, обжорство, игры, маски, праздничные шествия - карнавал многолик и многогранен. Часть его корней исследователи возводят к римским сатурналиям и празднованиям в честь завершения строительства храма Сатурна, когда римляне выходили на улицы с песнями, вознося хвалу "отцу богов". В "программу" праздника входили выборы "шефа", игры, состязания. А кутежи, обжорство и двусмысленные шуточки - это уже из вакханалий, Оттуда же и маски, помогавшие участникам веселых бесчинств остаться не узнанными. Христианство внесло свою лепту в развитие карнавала, вернее, в интерпретацию последнего. Карнавал, начинающийся после рождественского периода и заканчивающийся Великим постом - временем приготовления к смерти (не только Христа, но и каждого сораспявшегося с Ним христианина) - это и есть наша жизнь с ее бесшабашностью, а зачастую и бессмысленностью, с торжеством плоти, зачастую вопреки здравому смыслу. А потом - "после радостей - неприятности, по теории вероятности", как пелось в одной песенке.

Но традиции карнавала не оставались неизменными. Самыми древними являются, видимо, те, в которых отражены старые, ныне уже почти забытые обычаи. В Кастельнуово уже почти темно, когда дудари и волынщики возвещают приход человека-оленя. Покрытый грубой кожей, с выкрашенным в черный цвет лицом и большими рогами, он начинает пугать толпу и сеять в ней панику. Толпа зовет на помощь Мартино, который, наконец, появляется, одетый в белые одежды и особую остроконечную шляпу. С завываниями, размахивая дубинкой, он старается заставить "оленя" вернуться в заснеженные горы. После одержанной "победы" начинается всеобщий пир.

В Мамойаде "мамутонес", покрытые козьими шкурами и в деревянных масках, танцуя, двигаются по городу под звон бубенчиков. В руках у них длинные веревки, которые они набрасывают на зазевавшихся горожан. Тот, кого удалось "заарканить", платит за выпивку.

В Муджие карнавал известен с 1611 г. под названием Бал овощей, который и сегодня начинается в Жирный четверг и завершается в Пепельную среду, когда по традиции топят в воде чучело "короля карнавала".

Карнавал в Сантии известен еще раньше и длится дольше - с Епифании. В центре праздника - гигантская тарелка фасоли. Этот вкусный овощ дал название обществу, занимающемуся подготовкой карнавала. Жители города с гордостью вступают в него на 101 год. Церемония приема в члены общества происходит очень торжественно и состоит из "причащения" из одной чаши изысканным вином. Они собирают с окрестных деревень продукты на "тарелку фасоли". А на исходе дня горожане, напробовавшись колбас и молодого вина, танцующей вереницей обходят весь город и возвращаются в исходный пункт. Но основной пир происходит в Жирный понедельник.

В Кастельгоффредо в конце карнавала празднуют Пятницу Клецок. "Короля" в маске с большими усами, обжору и доброго пьяницу, коронует "первый министр" под аплодисменты толпы и всего "двора". По традиции Королем клецок может стать горожанин весом не менее центнера, ростом не ниже 180 см, часто и охотно предающийся обжорству, в основном клецками. На площади ему вручают ключи от города и весь этот день он - безоговорочный и абсолютный правитель, основная задача которого - проведение вечером грандиозного пира клецок и вина.

Карнавал в Ченто, на родине Джованни Франческо Барбиери по прозвищу Гуерчино, жившего здесь до 1642 г., изображен на его фресках. В Жирный четверг магистрат устраивал прием, в котором могли участвовать все, имеющие приличную одежду. С балконов в толпу кидали карамель, шоколадки и игрушки. А в конце праздничного периода наступало время особого ритуала - сожжения огромной куклы из папье-маше - Тази, одетого во фрак. По преданию, это продавец фруктов, любитель выпивки, которого жена поставила перед выбором: или семья, или пьянство. И он выбрал вино.

Карнавал в Ронгильоне тоже связан с едой, но в особой форме. Около 300 ужасных масок с красными носами пьяниц, в длинных ночных рубашках, с ермолками на головах под звуки своего гимна проходят по городу, держа в руках большие деревянные вилки и ночные горшки с дымящимися макаронами в соусе, которые заставляют всех попробовать. И надо проявить известную ловкость, чтобы не заляпать подливой блузу или пиджак. Но "красноносые" - неединственное, что привлекает зрителей на этом карнавале. 9 конюшен оспаривают главный приз на скачках порожняком, т. е. лошадей без всадников.

Конные состязания происходят и на карнавале в Ористано, где лучший всадник на всем ходу старается проткнуть шпагой, а затем кинжалом звезду, подвешенную в центре улицы. В Сретенье называется лучший всадник года, и с этого момента все его внимание и все силы сконцентрированы на подготовке к празднику. В Жирное воскресенье совершается ритуал облачения всадника, являющегося "рыцарем плодородия". Он должен одеваться на столе, чтобы не коснуться земли не утратить свою чистоту. Ему помогают молодые девушки в костюмах, которыми руководит "учительница жизни". Облачение всадника - длинная церемония, в конце которой "великий рыцарь" выезжает на своей лошади в вышитой рубахе, кожаном корсете, шерстяных брюках, сапогах и в маске с печальным и бесполым выражением лица. Конный кортеж под звуки тамбуринов и тромбонов направляется на улицу Дуомо около кафедрального собора. И здесь всадник старается сбить подвешенную звезду.

В Баголино в Жирный понедельник выступают танцоры в особых костюмах, а во вторник на закате толпы юнцов в масках и деревянных сабо ловят девушек и молодых женщин и совершают обряд "ощупывания", малоприятный для некоторых и хороший подарок для остальных.

Самый "сладкий" карнавал - в Фано, где с балконов в толпу кидают горстями конфеты. Возглавляет шествие чучело Волона - "дающий воздух" на местном диалекте, которое в Жирный вторник сжигается в громадном костре на центральной площади.

Происхождение некоторых карнавалов легенды связывают с конкретными историческими событиями. Так, в 1162 г. венецианский дож Виталий Микеле II без предупреждения напал на патриарха Ульриха и заточил его в тюрьму вместе с 12 канониками. В обмен на свободу Ульрих обязался ежегодно поставлять 12 свиней и быка. Свиней и быка "приговаривали к смерти" в Жирный четверг - годовщину победы, а из их мяса устраивали пир для всех жителей Венеции. Но особую прелесть венецианского карнавала составляет парад гондол под звуки фанфар и тамбуринов по каналу Гранде.

Карнавал в Путиньано начинается сразу после Рождества, 26 декабря. Согласно легенде, это связано с переносом в 1394 г. мощей св. Стефана из монастыря его имени в аббатство в Лутиньяно. В связи с таким событием жители, работавшие в виноградниках по пути следования реликвий святого, оставляли работу и с танцами и песнями сопровождали кортеж. Так родился Пропаджине - праздник виноградарей, приходивших в город и читавших сатирические вирши на злобу дня. Но с этого карнавал только начинается. В Сретенье происходит праздник медведя: издревле закованное в цепи животное проводила по центральным улицам группа пастухов. Сегодня медведя изображает человек, но он продолжает пугать детей. В Жирный четверг проходит шествие "замужних дам", "священников", "монахов", "рогоносцев", "безумцев" и других персонажей. В Жирный вторник - шествие кукол, и конечно, Фаринеллы - символа процессии. Свое имя она получила от поджаренного ячменя и молотых зерен, очень популярных в древней местной кухне.

Пантомима, основанная на исторических событиях 1412 г., разыгрывается в Меццоюзо. С разных концов города движутся два кортежа: с одной стороны - король, тайно влюбленная королевна, сводник-домоправитель, дамы, кавалеры, министры, секретари и два толстых мавра с кривыми саблями. С другой - Лагерный Мастер - местный герой, в своей гротескной красной маске и в лавровом венке, посол, трубач, барон с баронессой на осле, капитан артиллерии, кавалеристы и даже Гарибальди. Прибыв на площадь, король, королевна и придворные размещаются на подмостках. Мастер отправляет посла с ультиматумом: или король разрешит ему жениться на королевне, или будет война. Естественно, начинается война, в которой влюбленный Мастер всегда проигрывает.

В некоторых городах традиции карнавала возникли только в XIX в., а может быть, просто коренным образом изменились. Так, уже в XVIII в. 5 районов Ивреи праздновали карнавал, но раздельно. А в начале следующего столетия наполеоновский губернатор, правивший Ивреей, решил объединить районные карнавалы в один праздник, одев жителей в костюмы генерала и его свиты - канцлера, аббата, консулов, маркитанток. Роль генерала всегда выполнял горожанин, пользующийся авторитетом у народа, потому что только в этом случае он мог гарантировать мирное течение событий вместе с легендарным Мельником, символом любви этого народа к свободе. Рассказывают, что прекрасная Виолетта, выросшая на речной мельнице, убила князя Раиньери ди Биандрите, когда тот пытался воспользоваться правом первой ночи. Сегодня генерал, с одной стороны, и Мельник - с другой, возглавляют апельсиновую битву, длящуюся три дня в центре города. Но, по другой версии, эта битва возникла из обычая, согласно которому девушки бросали с балконов конфеты, цветы и апельсины в проходящих мимо молодых людей с целью привлечь к себе внимание. И только затем это шуточное сражение превратилось в символ борьбы за свободу.

В Виареджио с 1873 г. по предложению владельцев Каффе дель Казино молодежь, обучающаяся там "хорошей жизни", организует кортеж из карет, украшенных цветами и забитых людьми в масках. К этому шествию вскоре стали присоединяться люди в менее пышных одеждах на деревенских повозках. Но еще раньше в Жирный вторник правитель города устраивал для горожан пышный банкет и давал возможность избрать своего правителя - но только на один день. Сегодня же в центре праздника - парад кукол из папье-маше на монументальных конструкциях высотой около 30 м и шириной до 15 м. Каждый парад посвящен какой-то теме из области политики, моды, культуры. В 1896 г. князь Альберт Аугсбургский решил, что климатические условия Арно как нельзя лучше подходят для того, чтобы переждать здесь суровую австрийскую зиму. И с тех пор это "пережидание" происходит среди танцев и банкетов в костюмах соответствующей эпохи, а вечером 8 февраля в салоне Казино открывается "аугсбургский бал" и банкет с меню 1863 г., которое составил в то время повар двора Анны Керн. Как мы видим, карнавал в Италии действительно многолик. Но почти всюду встречаются такие элементы, как маски, шествия, общие трапезы и состязания. По сути, наша масленица мало чем отличается от итальянского карнавала - здесь есть и маски, и ряженые, и медведя по улицам водят, и обжорству и попойке место находится, и шуточные состязания проходят. И происходит наша "масленая неделя" в тот же период, что и Жирная неделя в Италии - накануне Великого поста.

Так что если вам не удалось попасть на карнавал в Венеции, не огорчайтесь и расслабьтесь на масленице, представляя себе, что в вас летят не снежки, а апельсины.  

Hosted by uCoz