МОНОГРАФИИ


К навигации по сайту

Навигация
по сайту
:
 

        

 

Вия Ардеатина - сквозь места святых и мучеников

 

Эта дорога получила свое название от города Ардеа - древней столицы рутули, маленького народа, жившего в южной части региона Лациум, храбро противостоявшего римской экспансии. Рутульская Ардея - один из старейших латинских городов: Виргилий посвятил ему очень трогательную песнь о борьбе князя Ардеи Турнуса против Энеидов и Троянов. Здесь, где Эней и Троян потерпели неудачу, Рим победил. Завоевание юго-восточной части региона Лациум положило начало планам завоеваний, которыми Вечный город стремился превратиться в самую большую средиземноморскую метрополию. С заменой монархии на республику  военные кампании стали сопровождаться  значительными общественными работами, поддерживавшими инфраструктуру и материальное благополучие территорий. Будучи частью группы дорог, идущих из Рима на юг, Вия Ардеатина помогала соединить Вечный город с территориями Лауренто, Лавинио и Ардеа.

В республиканский период дорога выходила за стены Сервия через ворота Невия. Когда Марк Аврелий, опасающийся варваров, пересекавших границы империи, окружил город новыми стенами в 270 г. н.э., Вия Адреатина стала выходить из Рима через ворота с тем же названием и пересекалась с Вия Аппия. У церкви "Кво вадис?" дорога отделялась от более известной Вия Аппия и лишь частично совпадала с современной Вия Адреатина. Путешественник, следовавший на юг между рядами могил, пригородных вилл, фруктовых садов и полей, не мог себе представить,  что через 1000 лет этот участок дороги будут проходить другие путники, участвующие в праздновании Юбилея. Сразу же за пределами Рима Вия Ардеатина  пересекает средневековую Вия дель Парадизо, дорогу, ставшую известной как дорога 7 храмов - в честь религиозного обычая посещать 7 церквей, установленного св. Филиппом Нери в 1552 г. в знак покаяния в ходе празднования Юбилея.

На пути по Вия Ардеатина можно видеть каатакомбы Дрмициллы, являющиеся вместе с катакомбами Сан Каллисто самыми крупными в Риме. Они получили свое название в связи с императором Веспасианом, при чьем правлении христиане выкопали большой катакомбный комплекс на трех уровнях.

Древние подземные кладбища были построены первыми христианами, чтобы тайно исповедовать свою веру, поскольку им больше негде было отправлять свои ритуалы. Эти места были и местом молитвы, и местом захоронения умерших. Они - одно из наиболее явных и трогательных свидетельств ранних христиан. Катакомбы, построенные во II-V вв. , представляют собой галереи, вырытые в туфе, часто используя языческие могилы. Ниши для праха в стенах галерей, были малы для умерших: христиане, в отличие от язычников, не сжигали тела, они помещали их в ниши завернутыми в простыни и запечатывали отверстия мраморными плитами или, чаще, черепицей, закрепленной известковым раствором. Имя и пожелание вечного мира выбивались на камне. Монументальную структуру других больших катакомб определяют арки. Возможно, эти захоронения принадлежат знатным людям или епископам и содержат саркофаги - каменные ящики с рельефами и фигурами, наподобие тех, которые использовались знатными семьями языческого Рима. Крипты сначала были местом сожжения, а потом стали использоваться как маленькие подземные церкви. В период преследований катакомбы были популярны как среди мертвых, так и среди живых. Они стали местом, где христиане праздновали Евхаристию, скрываясь от властей. Когда в 315 г. был издан эдикт Константина и христиане смогли открыто исповедовать свою веру, катакомбы превратились для них в места паломничества, куда приходили со всей империи почтить мучеников и святых.

Неподалеку от катакомб Домициллы расположен необычный музей, тоже связанный с Вия Ардеатина. Постоянная выставка "Древние экипажи" родилась как частная коллекция и включает более сотни экспонатов.

Там, где Вия Ардеатина пересекает Чеккиньолу среди холмов туфа, самый большой интерес привлекает водоем Солфатара с его серными впадинами, в которых языческие предания разместили оракула - фавна Фауно. Недавние археологические открытия в самом конце дороги пролили свет на раннюю историю поселка, расположенного в копях Аква Ачетоза. Возможно в этом регионе римляне проводили празднование Терминалий, посвященных богу Терминию.

Вия Аурелия - вдоль Этрусского побережья

Старая римская дорога, идущая по побережью Этрурии, была построена во 2 поло. III в. до н.э. (возможно, по инициативе цензора Кая Аурелия Котта в 241 г. до н.э.; другой консул с тем же именем в III в. не обнаружен), чтобы связать столицу с колониями Коза (Анседония), Алзиум (Пало) и Фреджеро. Позднее эта дорога протянулась до Вада Волтеррана, сегодня известной как Торре ди Вада в провинции Ливорно. Вия Аурелия Нова продолжила путь старой в регион Тиррения.

Происхождение этруссков - одна из самых спорных и загадочных тем: некоторые археологи считают, что они - выходцы из Малой Азии, другие верят в то, что они автохтонны. Что известно точно - так это то, что в нач. I тыс. до н.э. этрусски превосходили все другие народности полуострова в своем уровне мышления и деятельности. Прекрасные металлурги, этрусски завязали торговые отношения с полисами Греции и эллинистическим полуостровом. Но этрусски никогда не добивались автономности своих городов, которыми управляли сначала первосвященники, а затем магистраты, состоящие исключительно из элиты свободных горожан.

В 109 г. до н.э. новый отрезок пути присоединил Луни и Геную. Вия Аурелия при императоре Антонии протянулась от столицы Лигурии к Арли в Провансе, где соединилась с Вия Домиция, также связывавшей Рим с провинциями Галии и Испании. Другая дорога, Вия Эмилия ди Скауро (названная в честь консула, открывшего ее во II в. до н.э.) вела из Генуи в Тортону и Пьяченцу.

Вия Аурелия мало использовалась для международных связей. Исторические и археологические данные свидетельствуют, что экипажи и люди, двигавшиеся из Рима в Испанию, предпочитали путешествовать по Вия Эмилия, пересекая Альпы по перевалу Монджиневро. Лигурийская часть дороги была тяжелой из-за чересчур крутых склонов. Путешественникам доставляла неудобство необходимость поднимать и спускать свои повозки по склонам с помощью буксиров. Они предпочитали более дальний, но менее извилистый и трудный путь. Однако между Римом и Тирренским ареалом Вия Аурлия была полна интенсивного движения. Местные дороги связывали ее с городами Черветери, Чивитавеккия, Тарквиния и Вульчи. В число функции дороги входила географическая координация основания тирренских колоний в III - II вв. до н.э. Они были аванпостами романской цивилизации, которым была поручена трудная задача добиться превосходства  над этруссками, жившими в этих краях веками.

Изначально Вия Аурелия покидала Рим через современные ворота св. Панкратия в Джаниколо, в имперское время это были ворота Аурелия у Кстель Сант-Анджело. Дорога шла 8 км от города до границы Вал Канута в маленьком городке Торретта и поворачивалась к морю у Алциума (сегодня известного как Пало). Отсюда она бежит по этрусскому побережью. Археологические находки, сделанные вдоль первых миль Вия Аурелия, стали причиной особого внимания к очень интересному городу Черветери - это самый большой и самый значимый из современных городов, в котором есть ценные некрополи Бандитаччия и Сорбо. Захоронения эпохи Вилланова можно найти в Сорбо, где этрусски, греки и карфагенцы оставили свои следы еще до прихода римлян.

В Санта Маринелла можно увидеть руины трех мостов, а в маленьком городке Гроттачче - остатки приморской виллы, по стилю и датировке относящейся к римской колонизации. Это свидетельствует о том, что основной целью римлян были тирренский порты, включая Пирджи (Санта Севера), один из важнейших древних портов, и Грависке (Порто Клементино). Чентумчелле - ныне Чивитавеккия - был спланирован императором Траяном в 106 г. н.э. как альтернатива старому порту Остия, который ильные отложения делали практически бесполезным.

После Чивитавеккия Вия Аурелия продолжат двигаться вдоль побережья к Тарквинии. В этом городе теперь находится Национальный музей Тарквинии, в котором хранится ценнейшая коллекция этрусских памятников. Этот город был не только одной из этрусских столиц, но и одним из самых стойких пунктов обороны от римских набегов. Римляне свели город к муниципалитету только в 99 г. до н.э.

На реке Фора в Монтальто ди Кастро археологи нашли римский мост - Понто делла Бадия. Очень изогнутая арка моста - красноречивое свидетельство инженерного искусства римлян.

Вия Кассия: из Флоренции в Рим между реками Арно и Тибр.

Вия Кассия - дорога, связывающая Рим с Ареццо, - проходит по восточному краю Этрурии вдоль естественного пути между реками Арно и Тибр рядом с Вия Фламиния. Они обеспечивали сеть коммуникаций центральной и северной Италии, становясь одной из основных ее артерий.

Построенная вслед за первыми консульскими дорогами (некоторые считают, что она была создана при консуле Гае Кассио Лонджино в 171 г. до н.э., другие же датируют это событие правлением консула Луция Кассио Лонджино Ровила в 125 г. до н.э.), Вия Кассия быстро приобрела стратегическую функцию в ходе двух гражданских войн и в первые два века империи. Дорога, проходящая через Вейо, Сутри, Форум Кассии (ныне Санта Мария Форкасси в Ветралла), Болсена, Волсинии (Орвиетто) и Кьюзи, позднее дошла до Флоренции, откуда можно было перейти Апеннины или повернуть к Адриатике.

Множество ответвлений, построенных позднее, связало дорогу с Пистойей, Луккой и Луни. В средневековье дорога использовалась пилигримами, путешествовавшими из Франции в Рим: они называли дорогу Вия Франчиджана.

Первый пункт, имеющий исторический интерес за пределами Рима - Вейо, этрусский конкурент Рима, сегодня подавленный городской экспансией столицы. Археологические раскопки Вейо содержат доисторические находки, самая известная из которых - Аполлон из Вейо.

Исключительным видом можно любоваться с того места, где дорога вступает в кратер Бакано через глубокую расщелину между холмами, ведущую к руинам почтовой станции Ад Баканас (или Ад Ваканас согласно древнему топографическому варианту). Пункт, где римляне вошли в Этрурию - Сутри, живописный город на склоне холма туфа. Его странное название произошло от выражения "Ire Sutrium" ("идти в Сутри"), означающего "делать нечто трудное" в память об эпизоде 380 г. до н.э., когда римляне оставили Сутри, но в ближайшие дни вновь захватили город. Впоследствии ничто не смогло вернуть этрусскам их город.

Вия Кассия проходит мимо озера Вико, древнего Чиминус Лакус,   связанного с легендой о ярости Геркулеса. Отчаявшись найти желанных нимф Мелиссу и Аматею, Геркулес воткнул свою дубинку в жерло вулкана, из которого вылилась вода и заполнила всю впадину.

Множество руин можно найти в ареале Вико Матрино - прелестные почтовые станции, сохранившиеся следы мавзолеев и колоколен романских церквей, построенных в раннехристианский период и в средневековье. Эти места очень разбросаны, но их можно посмотреть в ходе пешей прогулки.

Из множества служб инфраструктуры вдоль дороги почтовые станции лучше всего обеспечивались властями. Это потому, что именно они гарантировали скорость доставки людей и материалов по римским дорогам. Почтовые станции были двух видов.  Менее важные, называющиеся mutationes, использовались в основном для смены лошадей и экипажей путешественников; они также предоставляли услуги типа современных ресторанов.

Вторая категория - mansiones - были больше и лучше обустроены. Часто они работали круглосуточно, предоставляя ночлег людям и животным. Они имели конюшни, постоялые дворы и лавки ремесленников, в которых работали кузнецы, плотники, кучера  и конюхи. Большая часть этих почтовых станций имела военное присутствие, организованное как дорожная полиция и охрана от бандитов.

Серией мостов можно полюбоваться на участке дороги между Кастель д'Ассо и Ветраллой.

Вия Кассия не проходит через Витербо (Суррина или Суррена по-латински), деревеньки, не получившей статуса города вплоть до Средних веков. С другой стороны расположен Ферентиум (Ференто) - север Витербо, неподалеку от современной Вия Кассия - здесь интересны великолепный театр эпохи Августина и баня.

Другие мощеные дороги можно найти между Витербо и Монтефьясконе, перед въездом в древнюю Волсинии Нови в Болсене. Основанный в 265 г. до н.э. как почтовая станция, город достиг значимости благодаря дороге, проходящей через него. В первое время после основания он был популярен среди народа Орвието (Волсинии), депортированного римлянами, сравнявшими их дома с землей. Большую ценность имеют базилика, баня  и театр.  

Озеро Болсена, где Вия Кассия   проходит по краю региона Лацио, обрело значимость при императоре Траяне, построившем дорогу прямо от Перуджи к умбрийской части Вия Кассия.

                                                                                               

Hosted by uCoz