МОНОГРАФИИ


К навигации по сайту

Навигация
по сайту
:
 

     
 

Виа Номентана

 

Дорога виа Номентана не относится к числу великих римских дорог, и дата ее строительства неизвестна. Однако она вполне заслуживает внимания заядлых путешественников, поскольку поведет их по удивительным местам, где сохранились великолепные памятники архитектуры. Эта дорога отходит от виа Салария около ворот Коллины и, выйдя за Аурелианскую стену через одноименные ворота, бежит к Номентуму, останавливаясь у современного города Ментана. Она не имеет военно-стратегического значения и используется в основном для перегона домашнего скота. В сельских предместьях Рима местные пастухи издревле гнали свои стада по этой дороге на горные пастбища Апеннин.

Один из наиболее важных отрезков дороги (60 миль) проходит по садам Министерства труда и общественных работ. Здесь вы можете полюбоваться виллой Патрици, построенной в начале XVIII в.

Особого внимания достойна вилла Торлония, добротная постройка 1802 г. архитектора Валдье, расположенная на городском участке виа Номентана. В том месте, где встречаются древняя и современная дороги, находятся два великолепных памятника архитектуры: мавзолей св. Констанции и церковь св. Агнессы. Внутри мавзолея, возведенного в память о дочерях императора Константина - Констанции и Елены, сохранились очень ценные мозаики, датируемые IV в. н.э. В церкви св. Агнессы стоит обратить внимание на гробницу мученицы, весьма почитавшуюся первыми христианами. Агнесса была символом девственной святости и невинности. Вряд ли можно передать словами все очарование церкви, носящей ее имя.

Мавзолей и церковь - часть обширного древнего комплекса, бывшего, вероятно, самым старым в Риме монастырем. Реставрационные работы в разные эпохи изменяли первоначальный облик монастырских строений и вместе с тем добавляли некие исторические напластования. Наиболее заметные из них - элементы византийского искусства, появившиеся в ходе реставрации церкви по заказу Папы Гонория I (625-638 гг.). Церковь эта являлась усыпальницей семьи императора Константина. Позже ее перенесли во вновь открывшийся Ватиканский музей (1789 г.), чтобы защитить от актов вандализма. Здесь также были обнаружены катакомбы, пробитые в туфе. На одной из стен сохранилась уникальная надпись: "Любой, вошедший в это место, должен позаботиться о свете, иначе он заблудится. Фома Аквинский, 1683 г.". Уже вне Рима дорогу пересекает акведук Аква Вирго. Он называется так потому, что, согласно легенде, был обнаружен в 733 г. до н.э. благодаря молодой девушке, указавшей путь солдатам, искавшим источник, который мог бы снабжать водой Рим. В начале средневековья акведук стал разрушаться, и в XV в. его отреставрировали. В XVII в. Папа Урбан VIII передвинул Аква Вирго на его нынешнее место. На одной из центральных площадей Рима, куда поступала вода из акведука, в XVIII в. был построен великолепный барочный фонтан Треви. Старая виа Номентана приведет путников к Башне Пяти Мавзолеев и усыпальнице на площади Элио Каллисто, известной как Трон дьявола, названной так из-за своей необычной формы. Эта оригинальная постройка (датируется II-III вв. н.э.) была надгробным памятником Каллистусу, свободному слуге Адриана. Заметим, что столь богатые усыпальницы были посмертной привилегией людей знатного происхождения. Однако свободные слуги вроде Каллистуса, сумевшие вознестись вверх по социальной лестнице, также могли позволить себе роскошное надгробье и таким образом встать в один ряд с родовитыми сеньорами - пусть даже и по завершении земной жизни. Далее дорога приведет вас к имению Саккопасторе, известному палеонтологам всего мира. В 1929 г. здесь были обнаружены останки неандертальца. А вот и река Аньене, ее вы пересечете по историческому мосту, в центральной части которого сохранены подлинные фрагменты каменной кладки I в. н.э. Продолжая путь, вы увидите еще один мавзолей - Торраччо делла Чеккина, затем - катакомбы св. Александра, руины средневековых башен и римских усадеб.

И вот наконец - вы входите в город Номентуму. Он обрел популярность в имперскую эпоху как место отдыха, пока не был разрушен в ходе ломбардского завоевания.

Виа Пренестина

Большая двойная арка, получившая название Большие ворота, была возведена императором Клавдием в 52 г. до н.э. как проход в стене Аурелиа. Этой постройке отводилась весьма скромная роль - поддерживать акведук Клавдия, но со временем она превратилась в монументальную арку, с которой начиналась древняя дорога Пренестина, напоминающая римлянам о героическом эпосе их предков.

Сегодня железнодорожная насыпь скрывает храм Больших ворот, где, возможно, по-прежнему собираются неопифагорейцы. Роспись нефа воспроизводит сюжет похищения Ганимеда - троянского героя, которого Зевс похитил из-за его красоты и унес на Олимп, где тот получил дар бессмертия и привилегию быть виночерпием богов.

Пренесте (Палестрина) - город в регионе Латинум на склоне Пренестинских гор - стал торговым центром уже тогда, когда Рим был простой пастушеской деревней. Когда-то город Пренесте являлся одной из столиц бурной латинской галактики Латинума и долго боролся за территориальное превосходство с Альба Лонга, Лавинио, Тиволи, Лауренто и с самим Римом. Победив сначала Рим, а затем своих врагов на границах, латинские города вошли в число римских городов, поскольку им были гарантированы особые привилегии. Город Пренесте покорился Риму в 338 г. до н.э., но не прервал своей процветающей торговли с Востоком. В ходе гражданских войн он устоял, но был разграблен Силой (82 г. до н. э.) и превратился в сельскохозяйственную колонию во время войны Ветеранов. Вдоль первого участка Виа Пренестина, известного в древности как Виа Габии, сохранились следы очень древнего прошлого, уводящие в доисторические времена. Особенно это чувствуется в Габии, древней колонии Альба Лонга. Этот археологический регион - одно из интереснейших мест дороманского времени - Золотого века города, расположенного на стратегически важной позиции, позволяющей контролировать торговый обмен между Этрурией и Кампанией, а также между Тирренским и Адриатическим морями.

Здесь римляне добывали свой знаменитый "габийский камень", использовавшийся для облицовки таких известных сооружений, как мост Нона вдоль Виа Пренестина или стена у Форума Августа в Риме.

Самое археологически богатое и интересное место - конечный пункт этой дороги. Город Пренесте сохранил достойные напоминания о своем славном прошлом. Достаточно указать на огромный храм Фортуны, один из самых популярных религиозных центров античного мира. К расположенному на вершине Форума комплексу ведут шесть искусственных террас, связанных ступенями и наклонными плоскостями и завершающимися огромным сводом в форме театра, включающим в себя портик и круглый храм.

Это апофеоз счастливого союза между ландшафтом и человеком, а также между природой и искусством, порожденным греками и воспринятым римлянами. Последние перенесли сюда главный градостроительный прием эллинистического Востока: архитектура как сценическое продолжение природной среды. Это было абсолютно очевидно для верующего, который приходил сюда, чтобы о чем-то просить Фортуну, богиню плодородия и благополучия, призывать благословение или узнать будущее у оракулов. Фортуна представала перед ними во всем своем могуществе: в одной руке - штурвал, символизирующий поиск пути в предназначении мира, в другой - рог изобилия, символизирующий процветание. Арка храма Фортуны является также свидетельством истории технологии римской архитектуры, указывающим на использование римлянами во II в. до н.э. некоторых оригинальных конструкций. Они перенесли сюда техническую жесткость греческого стиля и возвели поразительные здания: просторные амфитеатры, бани и храмы. Облицовка из другого материала поддерживала каменную кладку фасада. Этот прием широко использовался в имперскую эпоху. Дворец Колонна Барберини поднимается из-за полукруглого портика храма. Сегодня этот дворец - археологический музей, в котором хранится много интересного. В частности, здесь находится знаменитая мозаика "Нил", которая украшала пол в апсиде. Нил изображен в его средиземноморской дельте в момент разлива. Здесь же - свирепые животные, корабли, здания и обелиски, охотники и земледельцы, воины и жрицы. Эта мозаика датируется I в. до н.э. и является одной из наиболее древних полностью сохранившихся мозаик.  

Hosted by uCoz