МОНОГРАФИИ


К навигации по сайту

Навигация
по сайту
:
 

        

 

ДОРОГИ ИЗ РИМА В МИР

 

         Артерии военных и экономических связей, поддерживавших римское господство и сопровождавшие его поразительную международную экспансию, римские дороги, которые топтал и сохранял два тысячелетия весь мир, оставили неизгладимый след на пересекаемых ими территориях.

Несомненно, римляне - величайшие строители дорог древности - сохранили свой приоритет в этой области на долгое время. Только в эпоху Наполеона Европа смогла построить дороги качественно лучше тех, которые создало мастерство римских инженеров.

Это они придумали использовать булыжники как основание, чередуя затем слои земли и камней, что сделало дороги способными сопротивляться износу, суровым погодным условиям и оживленному движению. Они всегда искали самые короткие и безопасные маршруты, по возможности придерживаясь поверхности земли, но прокладывая туннели, чтобы преодолеть горные вершины, и пересекая реки и дороги по каменным мостам и сваям всюду, где это было необходимо. Римские строители дорог прокладывали мостовые с врытой колеей на крутых склонах, чтобы по ним могли двигаться их повозки.

Эта древняя рационально спланированная наземная система связи способствовало активному перемещению людей и вещей, идей и культур, религий и истории. Так было на всех территориях, находящихся под римским господством, по которым пролегло около 100 000 км дорог, связывающих ареалы 32 современных народов.

         Развитие и земли, и моря шло вслед за политическим и экономическим развитием Рима. В течение тех столетий, в которые Рим завоевал Италию, связь между строительством дорог и контролем за подвластной территорией как колониальной системой была особенно сильна. Колония Террачина, основанная в 329 г. до н. э. для защиты южных границ Рима, первым делом положила начало строительству Аппиевой дороги, первой великой консульской дороги. Эта дорога имела три функции: гарантировать контроль за стратегически важным в экспансии против горного народа Самниума районом; основать связь с морем и открыть путь в Южную Италию.

         Объединив центрально-южный итальянский доминион, прежде всего Самниты и затем Таранто - сильную колонию материковой Греции, - Рим был готов сделать решающий шаг к господству над богатым средиземноморским регионом. В этот период экспансия Рима была направлена на Карфаген, североафриканский город, имевший влияние на Средиземноморье. Результатом стала серия войн, в которых Рим одержал триумфальную победу. Карфаген уступил Сицилию, Сардинию и Корсику. За войной против Карфагена последовали другие военные операции в дальних походах как в Македонию и Сирию, так и во Фригию и Понт в Малой Азии. Менее, чем за век Рим установил контроль над всем Средиземноморьем.

В течение этого периода, в середине республиканской эры шло плановое строительство дорог, связывающих Рим с другими политическими и военными центрами. Прототипом консульской дороги стала Виа Аппиа, строительство которой было начало в 352 г. до н. э. Она связывала Рим и Капую, ворота Южной Италии. Вскоре были созданы остальные радиальные дороги, соединившие Вечный город со стратегически важными народами - с Остией и ее портом - Виа Остианзе и Виа Портуензе, с Лаурентумом - Вия Лаурентина, с Козой в Пескане - Виа Пирания, с Ардеей, Тускулумом, Лабисеной и Номентумом - дороги с теми же именами и с Тиволи - Виа Тибуртина.

Если республиканские войны изменили политический характер Рима, увеличив в армии и Римском обществе роль новых классов (поскольку торговцы разбогатели за счет связей с Востоком), то политика дорожного строительства придала обществу новый динамизм. Это объединило и военные, и коммерческие силы. Развитие прибрежной и речной навигации, по многим причинам было предпочтительней для связей на дальние расстояния. В свою очередь дороги использовались на короткие и средние дистанции - во многом благодаря качеству дорожной системы.

Построенные в соответствии со стандартной техникой, дороги требовали ложа глубиной 90 - 120 см., заполненного мелкими камнями и битым кирпичом. Мостовая обкладывалась блоками тесаных камней. Важна была также длительность их сохранности. За это отвечали жители тех регионов, которые пересекала дорога: система работала хорошо под давлением центральной власти.

Рим распутал клубок проблем вокруг своей военной экспансии, пройдя через два цикла войн: социальный (91 г. до н. э.) был начат римскими гражданами из-за противоречий между Гаем Мариусом, лидером демократов, и Лусио Корнелио Силла, сенатором-олигархом. Анализируя топографию различных битв, можно заметить значение дорог: они реально определяли военные действия. В них была реальная сила Рима.

В этом контексте транспортная система повлекла за собой ряд глубоких изменений, открывающих новые экономические горизонты. Традиционные пути, изначально созданные как пусковой механизм для армии, превратились в общественную коммерческую сеть, используемую для интенсивного движения. Это было в тот период, когда Римское государство освоило дорожную систему, по которой круглый год двигались к новым пастбищам телеги, быки и стада, без опасений путешествовали лошади и экипажи, странники и паломники.

Эти дороги, исходящие из Рима, стали артериями экономической системы, связывающими город с его окрестностями; в первое время они имели радиус 10 км. После многочасового путешествия можно было попасть в пригород - полугородскую - полусельскохозяйственную территорию с маленькими домиками вокруг маленьких полей. Это были фруктовые сады и овощные огороды Рима: по дорогам этого ареала двигались длинные вереницы повозок с продуктами для городских рынков. В этих повозках можно было найти вино, масло и пшеницу из Италии, Испании, Сицилии и Сардинии.

В этот период дороги использовались не только для транспортировки, но и как места публичных выступлений, в которых римляне представляли свою интерпретацию вопросов жизни и смерти в хореографических театральных сценах, а также используя для общения послания, образы и другие вечные символы. Они свободно выражали себя вдоль дорог, удовлетворяя свою потребность в общении. Область такой деятельности располагалась вдоль дорог, между тротуаром и полем. У этого пространства не было собственника, она являлась видом свободной территории, где любой желающий мог оставить свое послание, не опасаясь взыскания штрафа.

Здесь же, на обочинах дорог, уже за римскими стенами, появился ряд надгробий и эпитафий, сопровождающий путника, входящего в Рим или покидающего его. Как неогражденное кладбище, обочины дорог стали местом неупорядоченно расположенных гробниц, превратившись в род мемориального сада - древняя Аппиева дорога - прекрасный пример этому. Но какова связь между строительством кладбища и потребностью римлян в общении? Ответ прост: римляне видели в гробницах общественные постройки, хранившие не только память членов семьи.  Гробницы или позже эпитафии и надгробные памятники создавались для проходящих мимо людей: загробный мир связывался с этим миром через эти эпитафии. Захоронения советовали, просили, угрожали людям. Строя гробницы, знатные люди Рима демонстрировали свою важность и статус. Со временем - с ростом уровня жизни - индивидуальные захоронения стали доступны и простым горожанам, крестьянам и даже рабам.

Между 80 и 44 гг. до н. э., т.е. между правлением Помпея и Юлия Цезаря, Рим и Италия стали центром одной из величайших в истории империй, простиравшейся от Британии до Северной Африки, от Испании до берегов Рейна и от Египта до Сирии.

Переход к правлению князя, предшественника императора, происшедший при Октавиане Августе, привел к двум векам процветания. В течение этого времени начали появляться некоторые новые материальные, политические и культурные достижения, ставшие образцами западной цивилизации.

Между началом правления Октава, ставшего "Солнцем Рима" после смерти Антония в 31 г. до н. э., и смертью Трояна (117 г. н. э.) Римская империя создалась, объединилась и достигла до своего расцвета.

В эпоху Августина колонизация завершилась: были построены новые города и освоены новые земли. В это время некоторые из крупных дорог были обновлены, закончены или продлены.

Реформы Августина укрепили Тиберий, Калигула, Клавдий и Нерон. Они старались усилить монархический контроль, сталкиваясь с республиканскими традициями, представляемыми сильным сенаторским лобби.

Во время правления династии Флавиев (Веспасиан и его дети Тит и Домициан) экономический и политический центр переместился из Италии в провинции. В результате с целью "романизации" империи вновь начались военные кампании. Они достигли кульминации в 106 г. н. э., когда Траян завоевал Мессопотамию и Ассирию и придвинулся к Персидскому заливу.

Сеть дорог, связывающих Италию и Империю, вновь приобрела первостепенную важность. Дороги были необходимы для доставки и обеспечения коммерческого круговорота продуктов, прибывающих морем и переправляемых в центры - в Рим, в Александрию в Египте и в Карфаген в Северной Африке. Интенсивность движения сопровождалась специализацией: Египет и Сицилия были житницей империи, Испания и Африка поставляли оливковое масло, используемое в приготовлении пищи и освещении жилища. Италия и Испания экспортировали вино. В течение второго столетия в Рим стали поступать драгоценные камни, богатые одеяния и деликатесы из Малой Азии, Сирии, Египта и даже Китая.

В первые два столетия Империи развитие дорог достигло своего пика со строительством длинных трасс, связывающих Рим со всеми регионами Италии и европейскими и средневосточными территориями. Они гарантировали успешную работу почтовой службы и быстрое продвижение гонцов, давая возможность центру управлять удаленной периферией. Число пунктов смены лошадей и мест для ночлега странников возросло. Правительство могло позволить себе финансировать строительство и инженерные работы. Сеть была объединена с водной системой и обрела свою полноту.

Hosted by uCoz