МОНОГРАФИИ


К навигации по сайту

Навигация
по сайту
:
 

        


 

АППИЕВА ДОРОГА ВЕДЕТ К МОРЮ

 

            "Царица всех дорог" - такой титул присвоил поэт Статиус в 1 в. н. э. этой дороге, выражая глубину чувств, которые вызывала Вия Аппия в памяти римлян. Аппиева дорога, вдоль которой в римскую эпоху выстроилось множество значимых зданий, положила основу коммуникациям между Вечным городом и Африкой и Востоком. Ее название породили героические времена колонизации. Времена, когда в течение столетия римляне захватили территорию этрусков, уничтожив  самнитов и их политическое влияние на границах с материковой Грецией, по ходу дела подчинив Таранто. В контексте столь успешного экспансионизма консульские дороги, и в особенности Вия Аппия, играли ключевую роль: один из секретов военных успехов римлян - их способность набирать мощные армии и доставлять их к месту битвы.

Строительные работы начались на Аппиевой дороге в 312 г. до н. э., при цензоре Аппиусе Клавдиусе Кекусе, именем которого она и была названа. Аппиева дорога вела в Кампанию, пересекая Албанские холмы, чтобы соединить Рим с Капуей (сегодня - Санта Мария Капуя Ветере), древним этрусским городом, принадлежавшим самнитам до их союза с Римом. Соседний речной порт Казилинум также был стратегически важен для Рима. Кроме территории Бовилля (сегодня известного как Фраттокие), Вия Аппия была спланирована на базе существовавшей овечьей тропы, но построена совершенно заново.

Покидая Рим в том месте, где находились ворота св. Себастьяна, и направляясь к Кливусу Мартису, названному в честь бога, храм которого был расположен поблизости, Вия Аппия пересекала Каффареллу и затем двигалась на юг к своей изначальной цели - Капуе. Это облегчило отрезок пути, проходящий по Понтинским болотам, огибая их приморскую часть, относительно защищая дорогу от угрозы, исходившей от местного населения, и делая ее более пригодной для военных нужд. Последним объясняется наличие длинных прямых отрезков (один из которых, особенно знаменитый, длится 59 км по Понтийской равнине), уменьшающее время путешествия и делая столицу как можно ближе к месту назначения. Развилки появились позже, соединяя Вию Аппия с местными городами, такими как Веллетри, Норма и Приверно.

Требовалось исключительное инженерное искусство, чтобы преодолевать естественные препятствия и делать дорогу компактной, но способной выдержать износ, стремительное движение повозок и непогоду. Остатки этих 90 км прямой дороги между Римом и Таррачиной, ведущей через Албанские холмы и Понтийское болота, всегда вызывали чувство удивления и восхищения. В то же время использованные технические решения были применены как модель для других консульских дорог.

Капуя находилась в 132 милях (195 км) от Рима; это расстояние можно было преодолеть верхом менее, чем за 2 дня и за 5-6 дней пешком или в воловьей повозке. Некоторые из незначительных отклонений от прямой линии дороги могут быть объяснены как знак уважения к сакральным местам. Пример можно найти на древней границе между территориями Рима и Альба Лонга, где Вия Аппия отклонятся, обходя священное место, связанное с памятью легендарной битвы между Горациями и Куриациями.

Строительство Аппиевой дороги дало возможность связать Рим и Капую, а затем и другие города Кампании, откуда начинались все дороги на юг. Вспомним, что триумф над Карфагеном в ходе 1 Пунической войны закончился контролем Рима над Сицилией, Сардинией и Корсикой, ставшими римскими провинциями. Верность Капуи Риму ослабла во время 2 Пунической войны, когда город заключил союз с Ганнибалом. Его 2-хлетнее пребывание в Капуе - источник знаменитой легенды о праздных днях Капуи, ставших причиной поражения. Город Кампании был вновь захвачен римлянами в 211 г.

После войн против Карфагена Рим, подталкиваемый сильной политической партией торговцев, стремившихся к необычайным богатствам восточных империй, обратил свое внимание на восток. Успешному завершению войн против Македонии и Сирии помог и сильный флот, руководящий действиями с моря и обеспечивающий контроль за прифронтовыми территориями. Было также решено продлить Аппиеву дорогу сначала к Беневенто - около 190 км, затем к Венозе, к Таранто и Бриндизи, где дорога заканчивалась у моря, эффектно завершаясь двумя живописными колонами, возможно, принадлежавшими маяку. Император Траян построил альтернативную дорогу, шедшую от Беневенто через Трою, Канозу и Битонто к Бриндизи более легким путем: эта дорога стала основной артерией движения между востоком и западом.

Знаменитую консульскую дорогу, которая, покидая Рим, пересекает богатую сельскохозяйственную территорию, обильную водой и плодородной вулканической почвой, окружают здания и надгробные памятники. Проходя по римским окрестностям, Вия Аппия породила придорожные традиции. Каждый год кавалеристы проходили по городскому отрезку дороги между термами Каракаллы и воротами св. Себыстьяна парадом в память достижений Рима в начале его истории.

Сколь невероятно важной экономической и военной артерией стала Вия Аппия, столь же невероятное число зданий и памятников выросло вдоль нее. Захоронения, храмы, виллы, станции смены лошадей, фонтаны и места отдыха сопровождали путешественников, торговцев, возничих и фермеров, передвигавшихся по дороге.

Рост сенаторской и торговой элиты Рима отражался в удивительных архитектурных памятниках, создавших вдоль Аппиевой дороги ошеломляющее зрелище. Виллы (наиболее важна великолепная вилла Квинтили) и прежде всего гробницы, показные демонстрации престижа, достигнутого деньгами и силой оружия, невероятно выросли в числе. Жизнь и смерть, объединившись в неразрывном архитектурном браке, встали вдоль дороги. Но нужно также заметить, что исключительное число гробниц было и следствием запрета на захоронение или кремацию тел в Вечном городе.

Надгробные памятники, стоящие вдоль дороги за пределами городских стен Рима, содержат послания путникам, путешествующим по Аппиевой дороге. Приглашения к людям подумать о скоротечности жизни являются общими, но превозносят достоинства умершего, его многочисленные заслуги в политике и социальной жизни.

Иногда умерший использовал эпитафию как форму мести, проклиная кого-либо, навредившего ему при жизни, и делая его посмешищем в глазах окружающих. Другие дают советы, а некоторые чередуют советы и сожаления, как, например: "Я жил как скупец; я советую вам радоваться жизни больше, чем это делал я. Такова жизнь: скоро вы уйдете со сцены. Любить, пить, наслаждаться в банях - это реальная жизнь; потом не будет ничего. Я никогда не следовал советам философов. Не верьте докторам, это они убили меня".

Таким способом путник мог задуматься, узнать мысли других, путешествуя по дороге. Были и гробницы, которые можно назвать "интерактивными": "Прочти, путник, и узнай, какой позиции я придерживался при жизни… А теперь, когда ты прочел мое послание, доброго тебе пути и хорошего здоровья". Около этой эпитафии было оставлено место, где путник мог написать свой ответ.

Для малоимущих и свободных слуг были построены общественные кладбища с сотнями ниш, в которых помещался прах умершего. Эти большие погребальные камеры были выбиты в камне у подножья холма. Туф, извлекаемый из земли, использовался в строительстве потому, что становился тяжелым после соприкосновения с воздухом и смешивался с известью как связующим элементом. Эта коллекция храмов, вилл и гробниц стала археологическим наследием неизмеримой ценности.

Современные попытки создать национальный парк "Вия Аппия" свидетельствуют о монументальной значимости этого вопроса. Иллюстрацией служат сохранившиеся гробница Цецилии Метеллы 50 г. до н.э., гробница Ании Реджиллы, вилла Массенцио и вилла Квинтили.

 Вдоль Аппиевой дороги было привычно видеть длинные вереницы повозок, груженных сельскохозяйственной продукцией и строительными материалами для Рима. Среди этих материалов превалировал туф, добываемый в вулканических районах и доставляемый в Вечный горд, где его использовали для строительства.

Окончательному благоустройству дороги способствовало также мощение ее булыжником в 191 г. до н.э. эти прямоугольные камни были положены один за другим в добавление к основанию; в некоторых особо важных местах правила диктовали 4 слоя кладки. Итальянское слово "strada", означающее дорогу, происходит от латинского слова "strata" - "слой". Ширина Аппиевой дороги, как и некоторых других консульских дорог, немногим более 4.10 м. В окрестностях Рима дорога была ограничена двумя тротуарами - crepidinnes, от crepidae -"саандалии", - сделанными из утрамбованной и выровненной земли шириной 2-3 м и покрытой гравием. Эти тротуары позволили римлянам отделить оживленное пешеходное движение от столь же оживленного движения упряжек и всадников.

Приблизительно каждые 8 миль были построены станции смены лошадей и гостиницы для путешественников, где они могли провести ночь. В этих же пунктах базировалась и почтовая служба. Наиболее важные из них - Аричия, Форум Аппии, Таррачина, Формие - дали свои имена городам, выросшим вокруг них и использовавшим выгоды, получаемые от потока людей и товаров. В Форуме Аппии судоходный канал, 19 миль идущий вдоль дороги, помогал людям сберечь время и силы. Водный транспорт был быстрее, легче и дешевле для двигавшихся людей и продуктов.

Аппиева дорога активно использовалась всю историю Рима, а после того, как Константин в 313 г. гарантировал свободу вероисповедания, даже принимала христианские гробницы вдоль своих древних границ. Возможно, существование языческих кладбищ вдоль Аппиевой дороги было причиной строительства христианами некоторых из их катакомб в этом районе, в частности, таких знаменитых катакомб, как св. Калиста и св. Себастьяна.

Св. Себястьян, с именем которого связан исток Аппиевой дороги, родился в Испании в 3 в., сделал военную карьеру как телохранитель императора. После обращения в христианство он был приговорен Диоклетианом к смерти. Его мученичество изображено на множестве икон. После пыток Себастьян поблагодарил Диоклетиана за то, что тот дал ему возможность явить свою веру в Христа. Диоклетиан велел убить его, что и было сделано на холме Палатин. Тело Себастьяна бросили в клоаку Массима около ц. Св. Георгия в Веларбо. Позже св. Себастьян явился во сне матроне по имени Лучия, которая нашла его тело и похоронила по христианскому обряду в катакомбах, где христиане погребли также останки апостолов Петра и Павла. Позднее здесь была построена большая базилика Апостолов, названная в У в. именем св. Себастьяна.

Даже в средние века эта дорога использовалась как место встречи христиан, символически представленное в храме, построенном в 9 в., с необычным именем "Кво вадис?". Согласно легенде, св. Петр, бегущий от преследований Нерона, неожиданно увидел на дороге Иисуса. "Господи, куда Ты идешь (Quo vadis)?" - спросил Петр. Иисус ответил: "Я возвращаюсь в Рим, чтобы быть распятым вторично". Петр, поняв призыв пожертвовать свою жизнь, вернулся в Рим, где был распят вниз головой. Это событие произошло между 64 и 67 гг.

Средневековые башенные часы  и оборонные башни   были построены на стороне римских мавзолеев когда стали реальностью набеги варваров, т.е. начиная с середины 9 в. Тогда сарацины  прошли также далеко, как св. Петр. Восстановление в новое время Аппиевой дороги, известной как Древняя, шло рука об руку с усилением Папского государства.  В 1809 г. был разработан первый план создания археологического парка. Великий скульптор Антонио Канова участвовал в раскопках, во время которых была найдена гробница Маркуса Сервилиуса. Канова хотел оставить памятники на своих местах. Но это решение не учитывало опасности актов вандализма и грабежа, настолько частых, что Святой Престол был вынужден перенести многие находки в залы археологического музея.

Отрезок дороги до Фраттокие был восстановлен Луиджи Канина, комиссаром римских древностей, в 1851 г.; благодаря его вмешательству были реставрированы многие гробницы. Почти век спустя, в 1962 г. 2500 га Древней Аппиевой дороги стали общественным парком.


 

Hosted by uCoz