ХРИСТИАНСТВО


К навигации по сайту

Навигация
по сайту
:
 

        

 

ТВОРЕЦ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Исток

В русской поэзии образ Бога-Творца появляется практически с первых шагов ее официального существования. Одним из родоначальников русской поэзии считается знаменитый Михайло Ломоносов (1711 - 1765гг.) - деревенский мальчишка, пешком пришедший в Москву учиться и ставший впоследствии ученым-энциклопедистом, основателем Российской Академии наук и Московского университета, носящего по сей день его имя. До этого поэзия носила, в основном, анонимный народный или церковный характер. М. Ломоносов - один из первых известных русских поэтов.

С его именем связан и бурный расцвет естественно-научного знания в России. И что интересно - если в других европейских странах он породил тенденцию к атеизму, то в России - благодаря во многом позиции самого Ломоносова - к укреплению веры в безграничное могущество Творца. Когда поэт Тредиаковский написал о множественности миров, а Священный Синод нашел его поэму "противной священному Писанию" и к тому же запретил публиковать перевод поэмы А. Попа "Опыт о человеке", Ломоносов ответил сатирой "Гимн бороде", утверждая, что знания о природе лишь усиливают веру, восхищение Создателем.

Хронологический аспект

            Хотя число стихотворений, посвященных Творцу в русской поэзии, несопоставимо с числом евангельских сюжетов, они все же равномерно насыщают все периоды XVIII - I половины XX веков. Я упомяну только нескольких поэтов:

М. Ломоносов (1711 - 1765 гг.),

Г. Державин (1743 - 1816 гг.),

Ф. Ключарев (1751 - 1822 гг.),

Ф. Глинка (1786 - 1880 гг.),

В. Кюхельбекер (1797 - 1846 гг.),

А. Хомяков (1804 - 1860 гг.),

А. Полежаев (1804 - 1838 гг.),

А. Кольцов (1809 - 1842 гг.),

М. Лермонтов (1814 - 1841 гг.),

А. Фет (1820 - 1892 гг.),

А. Майков (1821 - 1879 гг.),

Д. Мережковский (1866 - 1941 гг.),

А. Блок (1880 - 1921 гг.),

С. Есенин (1895 - 1925 гг.).

Образ Творца

В целом в изображении Бога-Творца поэты придерживались стандартных ортодоксальных концепций. Например, Г. Державин и Ф. Ключарев говорят о Нем как о бесконечном, вечном, вездесущем, всесильном. И только А. Кольцов дает такой философский пассаж:

"Отец света - вечность;

 Сын вечности - сила;

 Дух силы есть жизнь".

            С точки зрения богословия этот отрывок несколько невнятен, если не сказать больше, особенно вспоминая формулировку "Символа веры" - "Свет от Света". Но поэзия - плод скорее эмоционально-чувственного, душевного восприятия мира, чем логического или духовного. Особенно это касается России, где богословие вплоть до конца 19 в. было сугубо клерикальным, а граница между церковным и светским искусством - очень четкой.

Познаваем ли Создатель?

Многие поэты уделяли внимание вопросу о познаваемости Творца. И если Г. Державин ("Его никто постичь не мог"), Ф. Ключарев, А. Кольцов и В. Кюхельбекер ("Он тайна для очей ума") считали, что Он абсолютно непознаваем, то К. Батюшков ответил на этот вопрос так:

"Хочу постичь Тебя, хочу - не постигаю.

 Хочу не знать Тебя, хочу - и обретаю".

            Этот фрагмент также несколько двусмыслен. Бог открывает Себя человеку по Своей воле, но не навязывает Себя, оставляя свободу принять Его или отвернуться. Хотя, возможно, здесь играет свою роль стилистическая сложность конструкции, свойственная раннему этапу русской авторской поэзии: "хочу не знать" - это четкое позитивное (с точки зрения воли) решение; "не хочу знать" означает лишь отсутствие желания, расплывчатость решения, и в этой ситуации "насильственное" обретение Бога вполне возможно.

А нужно ли Его познавать?

Однако существует и другой аспект этого вопроса - нужно ли человеку вообще познавать Бога? В. Кюхельбекер пишет:

"Пусть ум не постигает Бога:

 Что нужды? - вижу я Его:

 Там среди звездного чертога,                                                      Здесь в глуби сердца моего".

То, что человеку не нужно знать Бога, А. Майков объясняет так: Бог "всё, все тайны знает, и знает, что тебе (человеку) еще их рано знать". Однако знаменитый поэт М. Лермонтов возражает:

"Когда б в покорности незнанья

Нас жить Создатель осудил,

Неисполнимые желанья

Он в нашу душу б не вложил".

Творец и стихии

Очень интересно, что у подавляющего большинства русских поэтов Творец ассоциируется прежде всего с неживой природой, со страшными, неуправляемыми природными явлениями: громом, вихрями, множеством солнц (Ф. Ключарев, А. Кольцов), облаками, горами, морями (К. Батюшков), вселенной (А. Хомяков, В. Кюхельбекер). И это понятно. Но Д. Мережковский и Ф. Глинка  находят Бога не в бурях и не в огне, а в тишине - это уже прозрение.

Известный поэт А. Фет хотя и связывает понятие Творца с неживой природой, но видит в ней некую одушевленность:

"молятся звезды, мерцают и рдеют,

молится месяц, плывя по лазури"

Бог и живая природа

Растения в связи с Богом упоминают только М. Ломоносов и А. Блок, но в обобщенном виде: "поля, лес, цветы" . Что же касается животных, то только Г. Державин пишет о "цепи существ", да С. Есенин, знаменитый поэт русской деревни, - о конях. По всей вероятности, растения и животные представляются более близкими, понятными и потому менее "божественными".

Творец и человек

Еще один вопрос, волнующий русских поэтов, - о месте человека пред Богом и о месте Бога в жизни человека. И В. Кюхельбекер, и Д. Мережковский видят место Творца в глубине человеческой души. А. Фет пишет, что Создатель непостижим не твореньем мирозданья, а тем, что в бессильном и мгновенном человеке горит Его огонь. Ф. Глинка благодарен Богу за то, что

"мне, забытому в пустыне,

Ты дал и крылья, и полет".

Но наиболее развернутую картину представляет Г. Державин:

"я пред Тобой - ничто.

Ничто! - Но Ты во мне сияешь

Величеством Твоих доброт…

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей Ты телесных,

Где начал Ты духов небесных

И цепь существ связал всех мной".

Г. Державин определяет человека как "связь миров". Эту же идею совершенно по-иному высказывает С. Есенин: "Душа грустит о небесах…"

Об атеистах

Итог этому весьма краткому и поверхностному обзору можно подвести с помощью стихотворения "Атеисту" А. Полежаева. Поэт называет атеиста человеком "без души, ума и глаз". Ибо глазам Бог открывает Себя в явлениях природы, не заметить которые невозможно; уму - в естественно-научных открытиях, игнорировать которые глупо; а душа - место обитания Бога, не заметить которого может только нелюдь.

Hosted by uCoz