БИОГРАФИИ


К навигации по сайту


 

Навигация
по сайту
:

 

        

СВЯТЫЕ ПТИЦЫ И ЗВЕРИ

 

            Кого только не встретишь в каталоге святых Римской Церкви! Ну, ладно, Аньелло (ягненок) или Коломба (голубка), но есть и тюлени, волки, петухи!

Кстати, что интересно: из травоядных, мирных, домашних животных мне встретился только Ягненок (правда, это имя носят двое святых. Один из них – аббат из Неаполя – даже послужил причиной небольшой войны между Луккой и Неаполем. Хотя сам он к этому времени уже умер: распря шла из-за его реликвий).

Птицы представлены в календаре двумя именами – уже упоминавшаяся Коломба – мученица IX в. – и Галло (такое имя тоже носили двое святых) – петух. Ничего петушиного в характере Галло, похоже, не было. Один из них очень почитается не только в Италии, но и в Швейцарии, Баварии и Франции. Вино, освященное в день св. Галло (16 октября), используется как лекарство при простудах.

Рыб среди святых я не нашла, зато есть Дельфино и Дельфина; встретились мне также пара – тройка святых по имени Фока (тюлень). Судя по житиям, в их нравах тоже не было ничего рыбьего.

Но самое удивительно – количество святых «хищников». Есть один Тигр, два Леопарда, три Медведя (Орсо), много Волков (Лупо) и уж совсем тьма Львов.

Целых девять Волков – епископы. Епископы также все Медведи. Кстати, один из епископов Лупо встретился как-то на собрании с епископом Орсо. И еще одно: основным атрибутом святого Галло является… медведь! По преданию, Галло вынул у медведя из лапы занозу, за что последний помог ему построить келью, вокруг которой впоследствии вырос монастырь.

Популярность «хищных» имен среди святых, причем в подавляющем большинстве епископов, священников и монахов, признаюсь, вызывает легкое недоумение. Конечно, Иисус сказал святому Петру: «Паси овец Моих!», но вряд ли Он имел ввиду таких «пастырей», как волки, медведи, тигры, леопарды, львы… Хотя, скорее всего, святые «хищники» «точили зубы» не на паству, а на врагов Церкви – и внешних, и внутренних, которых в ее истории было предостаточно. Правда, более привычно видеть в этой роли собаку, охраняющую стадо, но… Может быть, на определенных этапах нападение было лучшим способом защиты.

Ведь в конце концов всех этих Львов, Леопардов и прочих овечки признали святыми и почитают по сей день…

И все же заметим: связь имени с судьбой на примере этих птиц и зверей не подтверждается.

СВЯТЫЕ САРДИНИИ

Святой Игнацио из Лакони

В 1940 г. 16 июня папа Пий XII признал блаженным одного из сынов Сардинии, прославившегося своим добросердечием. А уже в 1951 г. Игнацио был канонизирован.

Игнацио родился в 1701 г. в сердце Сардинии, в Лакони, возвышающемся на 550 м. над уровнем моря. Юноша в крещении получил имя в честь основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы. Первые 20 лет своей жизни он провел на родине, в кругу семьи. Здоровья он был хрупкого и по общему мнению (и его собственному) был «не жилец).

В 20 лет, как и многие горцы всех времен и народов, Игнацио спустился в Кальяри, но его стремление стать горожанином не было продиктовано амбициозными планами или экономическими расчетами. В городе он направился прямиком в капуцинский монастырь св. Бенедикта. И единственное, чего он боялся, - что его слабое здоровье закроет ему доступ к монашеству, в котором он хотел посвятить Богу остаток своей жизни, как он подозревал, недолгий.

Однако его приняли, и в 1722 г. он стал монахом. И действительно провел в монастыре весь остаток своей жизни, которая неожиданно оказалась долгой – Игнацио дожил до 80 лет. А значит, Игнацио был капуцином почти 60 лет. И все эти годы каждый день он шел в город, где в кварталах бедняков старался помочь – кому-то добрым словом, кому-то советом, кому-то чисто практически. Он всех знал и у всех пользовался любовью и уважением. Люди взрослели и старели, и вместе с ними старел он, но его маршрут оставался неизменным. Да и сам он не менялся – все то же добросердечие, та же простота и скромность.

Когда в 1781 г. его фигура перестала появляться в привычных местах, показалось, что в Кальяри образовалась пустота…

Святой Люцифер из Кальяри

«Люцифер» более привычно нам как имя падшего ангела, а не святого. Но на самом деле оно означает «Приносящий свет». Древние римляне так называли свет звезды, гаснувшей на небе последней – прямо перед восходом Солнца, т.е. Венеры, предвещавшей рождение нового дня. Но отблеск преисподней затмил истинное значение имени, которое мы даже произносим не без некоего колебания.

Однако именно так звали святого, хорошо известного верующим Сардинии и историкам Церкви. Люцифер был епископом во 2 пол. IV в. он был истинным сыном своего времени и своего острова – по вере и по культуре, по умению полемизировать и бороться с ересью. О нем очень уважительно отзывался великий святой Афанасий Александрийский.

В 355 г. Люцифер был легатом Папы в Милане. В 370 г. он умер в Кальяри.

Святой Гавино из Порто Торрес

В древнем городе Порто Торрес внимание сразу привлекает почти столь же древняя базилика, видевшая святого Гавино – покровителя и гордость города. Но она не единственная свидетельница его мученичества – чуть ближе к морю высится еще одна церковь. Именно к ней в мае месяце отправляется процессия в честь святого Гавино.

Возможно, святой Гавино был священником, принесшим во II в. Евангелие на Сардинию. При императоре Адриане он был арестован и в 130 г. принял мученическую смерть – его сбросили с обрыва в море: на этом месте и построена церковь.

Реликвии святого Гавино не остались на Сардинии, поскольку папа Григорий III перенес их в Рим. Сегодня они хранятся под одним из алтарей базилики святого Петра в Ватикане.

Святой Фульдженцио

Современные жители Кальяри, наверное, только улыбнутся, узнав, что основатель их прекрасной церкви святых Козьмы и Дамиана выбрал место для ее постройки исходя из соображения, что оно «вдали от городского шума». Сегодня это центр современного и достаточно шумного города.

Святой Фульдженцио из Руспе, основавший этот храм, построил его на месте более древней церкви во имя святого Сатурнино, о котором – чуть ниже.

Сам Фульдженцио родом из Африки. Он – современник знаменитого святого Августина Гиппонского, но скорее не теоретик, а проповедник веры. Как известно, в этот период борьба с арианской ересью перешла в открытую форму, когда вопрос о первенстве в Церкви решали уже не трактаты и речи, а поступки и оружие.

Активную публичную деятельность Фульдженцио первый раз прервали, отправив его в монастырь, где он провел долгие годы. В следующий раз его выслали на границы Мавритании, а когда он вернулся в Африку, его назначили епископом Руспе. Эта епархия к тому времени обезлюдела из-за гонений на епископов, нужны были новые пастыри. Фульдженцио основал монастырь, но вновь был сослан, на этот раз в Сардинию. Сослан он был не один, а вместе с другими епископами, среди он был самым молодым. Но его культура и глубина познаний и веры позволили ему пользоваться большим авторитетом.

Через много лет Фульдженцио вернулся в Африку, где спустя 10 лет, в 533 г. умер, пробыв епископом четверть века.

Святой Сатурнино из Кальяри

По преданию Сатурнино – местный мученик, о котором, как обычно, почти ничего не известно. Но, как мы неоднократно замечали в предыдущих очерках о святых Италии, Церковь всегда стоит на крови мучеников. И Сардиния – не исключение.

Анна Стасис

КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ ИТАЛИИ

Кризис средневековья

В XV в. вызрели конфликты между княжествами Милана, Венеции, Флоренции и Рима, которые ослабляли Италию и в следующем столетии стали одной из причин иностранного завоевания Италии.

Пришло в упадок после смерти Роберто д’Анджо (1313 г.) Неаполитанское королевство. Его вдова Джованна, унаследовав корону, не смогла справиться с феодальной смутой. Она вышла замуж за брата короля Венгрии, под власть которой и попал Неаполь после ее смерти. Однако у Венгрии Неаполитанское королевство оспаривала Франция.

Князья Милана не только подчинили себе всю Ломбардию, но контролировали Венето и Тоскану. Но и этот анклав просуществовал недолго: после смерти его основателя Джана Гелеаццо его наследники поделили владения между собой. Венецианский дож Франческо Фоскари сумел в этот период земли Венеции.

Флоренция также сначала присоединила значительные территории Умбрии и Пизу (1406 г.), но не удержала их.

В итоге на политической карте Италии осталось четыре силы: Венеция, Милан, Неаполитанское королевство и Папский Рим. Однако мира на полуостров это не принесло.

При Козимо, основателя династии Медичи, в 1434 г. начался новый подъем Флоренции. К ее борьбе против Милана присоединилась Венеция.

В 1454 г. в Лоди была образована Итальянская Лига, в которую вошли Милан, Флоренция и Венеция.

Эпоха Возрождения и великие географические открытия

Начало эпохи Возрождения в Италии связано с именами Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарки, а для XV в. надо отметить флорентийца Никколо Маккиавелли. Но это в большей степени относится к истории культуры.

Великие географические открытия начались еще в XIII в. экспедициями Генуи в районы Центральной Африки. Спустя два века генуэзец же Христофор Колумб открыл Америку, а позже его путь повторил флорентиец Америго Веспуччи, друг и одноклассник Леонардо да Винчи.

Италия от мира в Лоди до мира в Нойоне

В 1494 г. французская армада пришла к берегам Италии. Изначально этот рейд преподносился как очередной крестовый поход за освобождение христианских святынь, но обернулось войной с ослабленной внутренними распрями Италией.

Если Венеция удерживала более или менее стабильную ситуацию, то в Папском Риме непотизм (раздача доходных должностей родственникам) при папе Систе IV вышел за пределы государства и еще больше обострил борьбу гвельфов и гибеллинов.

Во Флоренции к власти пришел Лоренцо, при котором Итальянская Лига заняла ярко выраженную антипапскую позицию. Противники Медичи – семейство Пацци, сторонники Папы, - организовали заговор, в результате которого погиб брат Лоренцо Джулиано, а сам Лоренцо был ранен. Однако заговорщиков схватили и изгнали из города. В 1498 г. был сожжен на центральной площади Флоренции еще один противник Медичи – Савонарола.

Но Итальянскую Лигу ослабляло то, что внутри самих государств, входивших в нее, сильна была оппозиция, на которую стремились опереться внешние враги. Именно это облегчило на первых порах Карлу VIII агрессию против Италии, но затем Венеция и Рим создали антифранцузскую коалицию, остановившую кампанию Франции. Во время второго похода на Италию (1498 г.) король умер и к власти пришел Людовик XII.

Папа Юлий II заключил союз с Людовиком и Фердинандом Арагонским, но он также оказался недолговечным. Возникла новая антифранцузская Лига. Можно сказать, что создание различных альянсов вошло в моду. А поскольку участников конфликта было довольно много, все время кто-то из них умирал и при его преемнике политическая расстановка сил менялась. Бесплодность борьбы стала очевидной и в 1516 г. был заключен новый мирный договор.

Империя Карла Габсбурга

Но теперь роль агрессора перешла к Карлу Габсбургу. В борьбе с ним объединились король Франции Франсуа I, папа Климент VII и Венецианская республика.

Борьба шла с переменным успехом. В ходе одного из эпизодов Папа оказался в осаде в замке Сант Анджело. В результате в 1530 г. в Болонье Карл Габсбург получил из рук Папы императорскую корону. Но это не остановило войну, которая продолжалась до 1538 г. и завершилась миром в Ницце, утвердившем статус кво.

Реформа и контрреформа Католической Церкви

Мощное развитие протестантизма, само название которого указывает на его содержание – протест против ситуации в Католической Церкви, и религиозные войны в Германии, начавшиеся в 1530 г., заостряли вопрос о необходимости реформ в самой Католической Церкви.

Требования реформы породило прежде всего падение дисциплины и морали клира. Как своеобразная форма протеста возникли новые монашеские ордена, исповедовавшие бедность (капуцины, босоногие кармелиты), милосердие и благотворительность.

Однако параллельно активизировалось и движение контрреформаторов, считавших, что надо не модернизировать Церковь, а возвращаться к ее истокам. В 1540 г. Игнатий Лойола создал Общество Иисуса (Орден иезуитов) – «полицию» Церкви, оплот контрреформаторов.

В 1545 г. в городе Тренто – самом близком к германским регионам, где господствовал протестантизм,  - состоялся собор. С самого начала его работа шла очень трудно, собрания проводились с большими перерывами.

В 1548 г. Собор был перенесен в Болонью. В 1551 г. началась его вторая сессия. Третья сессия собралась только спустя 10 лет – в 1562 – 1563 гг.; в этот период во главе Церкви стоял папа Павел IV, стремящийся к радикальному очищению Церкви. Были подтверждены догматы и Учительство Церкви, Тридентский катехизис и Символ веры.

Тогда же с целью именно очищения Церкви – но прежде всего не от непотизма и коррупции, а от ересей, - была создана инквизиция. Под ее молот попали такие люди, как Галилео Галилей, Джордано Бруно, Томмазо Кампанелла. Но в Италии она все же не была столь кровавой, как в Испании.

КОНСУЛЬСКИЕ ДОРОГИ РИМА

Вия Остиензе: от Вечного города к устью Тибра

Три дороги контролировали связь Рима с территорией в устье Тибра – Остиензе, Портуензе и Севериана, - что показывает на стратегический интерес Рима к этому региону. Это был контроль не только над разделяемыми Тибром провинциями Лациум и Этрурия, но и над более далекими странами – через другие порты Средиземноморья.

Вия Остиензе была создана в IV в. н. э. и связала Рим с Остией – одной из первых колоний Рима. «Остия» – в переводе «устье».

Дорога покидала Рим через ворота св. Павла. Расположенный поблизости музей виа Остиензе рассказывает об истории Остии и постройках Клавдия и Траяна в ней.

Путешествуя по этой дорогу, можно получить представление о том, что такое античный порт. В Остии есть свой Форум, Капитолий, базилика, оригинальная площадь Корпораций, украшенная черно-белой мозаикой – единственная в своем роде. Мозаика украшали и многие магазины.

 Это был крупный город: в первые годы Империи ее население составляло 75 тыс. человек. Раскопки начались в 1802 г. и продолжаются все последующее время. На сей день отреставрировано три четверти города.

При Константине, построившем искусственный канал, соединивший новый порт Порто с Тибром, Остия утратила свое значение.

Виа Портуензе: из Рима в важнейший порт на Тирренском побережье

Виа Портуензе следовала древней виа Салина, названной так по региону Кампо Салино, откуда в Рим доставляли соль.

Древняя дорога была модернизирована в результате двух событий, произошедших между 42 и 113 гг.: во-первых, строительство морского порта северо-западнее Остии императором Клавдием, во-вторых, строительство города и системы озер императором Траяном. Искусственный, почти прямой канал, идущий параллельно дороге, позволял синхронизировать сухопутные и речные перевозки, в то время, как виа Остиензе не могла следовать всем изгибам русла Тибра, в результате чего приходилось контролировать две трассы порознь.

Виа Портуензе покидает Рим через ворота Портуензе в стене Аурелия – сегодня это ворота Портезе. Дорога реконструировалась много раз, в том числе в 1930 г. путешествуя по ней можно увидеть монументальную аркаду Клавдия и некрополь Порто. В некрополе есть и подземная часть с саркофагами, и наземная, с небольшими храмами. Некрополь на Святом острове по дороге из Остии в порт имеет площадку для кремации, использовавшуюся во времена правления Августа.

Виа Севериана

Эта дорога бежит вдоль побережья от Остии на юг через Анцио и Террачину, как и современная трасса с тем же именем. Ее название свидетельствует о том, что она создана при правлении династии Северов (Луций Септимиус Северус, Каракалла и Александр Северус), т. е. с 193 по 235 гг. Дорога обслуживала множество вилл – только раскопанных 35 – в устье Тибра и Анцио. Плиний Младший проводил всю зиму на одной из таких вилл и оставил прекрасное описание красот местности, где он и другие богатые римляне прогуливались по берегу, наслаждаясь и мягким климатом, и прекрасным ландшафтом. Вилла Плиния была всего в 17 милях от Рима, что позволяло ему приезжать сюда на ночь после работы. Часть местности покрыта лесами, а другие уголки открыты полям, где паслись овцы, ослы и лошади, спустившиеся на зиму с горных пастбищ.

Поблизости от виллы Плиния расположена вилла Лавиниум. Виргилий считал, что ее основал Эней и назваал по имени своей жены Лавинии, чем поэт соединил римскую и греческую традиции. Санктуарий с тринадцатью алтарями был построен в Лавиниуме на границе римского и греческого миров.

Виа Севериана идет вдоль берега до Анцио – древнего порта, построенного в 388 г. до н. э. после знаменательного события: разрушив город, римляне украсили свой Форум скульптурами с кораблей, разгромленных в порту. Анцио был также религиозным центром и привлекал множество паломников санктуарием Фортуны Анциате, слава которой превышала славу святилища Пренесте, о котором мы уже писали.

В последние годы Республики иметь виллу в Анцио практически стало символом богатства и власти: здесь были виллы Цицерона и Октавия Августа.

Над побережьем около Тор Патерно возвышаются руины великолепной виллы, которой пользовались императоры от Октавиана до Септимия Север

 

Hosted by uCoz